19 июля парламент Южной Осетии обратился к российскому руководству с ходатайством о признании событий 1920 года, как геноцида осетин со стороны правительства Грузинской демократической республики, сообщает ТГ-канал "Bunin & Co".
Напомню, восстание 1920 года, поддержанное большевиками и подавленное грузинским меньшевистским правительством, было самым мощным на территории современной Южной Осетии в период после распада Российской империи. В результате столкновений между восставшими и частями грузинской армии погибло около 5 тыс. осетин, многие были вынуждены спастись бегством по другую сторону Кавказского хребта.
Июльская инициатива югоосетинских парламентариев вызвала значительный интерес по двум причинам. Незадолго до этого события Владимир Путин дал публичную интерпретацию истории грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.
Глава Российского государства назвал события 1918 года в Абхазии и 1920 года в Южной Осетии геноцидом.
При этом Путин возложил ответственность за преступления против абхазов и осетин не только на меньшевистское правительство Грузии, но и на сталинскую национальную политику в тогдашних автономиях Грузинской ССР. Стоит заметить, что актуализация трагической истории начала ХХ века в Закавказье, происходит на фоне нового витка конфронтации между Москвой и Тбилиси.
Между тем, было бы несправедливым говорить об обращении к событиям прошлого только в связи с меняющейся политической конъюнктурой. Трагедия начала ХХ века уже не первый год осмысливается осетинскими историками и политиками.
В апреле 2007 года парламент Южной Осетии дал политико-правовую оценку событиям 1918 -1920 гг., определив их как «геноцид осетинского народа».
В Грузии же события тех лет оценивают с других позиций. Они рассматриваются, как политика большевиков по уничтожению независимости с использованием «национального вопроса». Трудно представить себе компромисс конфликтующих сторон по данной проблеме.
В будущем году исполняется сто лет трагедии. И вне зависимости от того, в какой точке находились бы российско-грузинские отношения, этот вопросы был бы поднят. Для историко-политического нарратива Южной Осетии, говоря словами Карла Ясперса, события 1920 года являются «осевым временем».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 08.08.19 8 августа 2008 года: я видел всё своими глазами, потому что шёл с первой группой пехоты
- 30.07.19 Закавказье в жерновах геополитической мельницы
- 28.07.19 «Ни шагу назад!»: к годовщине приказа, прочертившего путь к Великой Победе
- 22.07.19 Копия российско-украинского конфликта: США давят на КНР через Тайвань
Но обращение из Цхинвала в Москву не означает того, что Россия в скором времени признает события начала ХХ века, как геноцид.
В РФ крайне осторожно относятся к этому определению с юридической точки зрения. Одно дело публичная оценка, а другое - законодательное закрепление позиции государства. Более того, и в самой Грузии, и в ряде других стран есть немало тех, кто желал бы обратить такое оружие, как «признание геноцида» против России.
Вспомним в этом ряду хотя бы решение грузинского парламента по «черкесскому вопросу» в 2011 году. В этой связи вероятность того, что Москва в ускоренном режиме отреагирует на инициативу из Цхинвала, не слишком велика. Но, не исключено, что в случае очередного резкого обострения отношений с Тбилиси, про нее вспомнят.
Комментарии читателей (0):