Роль частных военных компаний в обеспечении национальной безопасности США

26 мая 2014  20:28 Отправить по email
Печать

За последние тридцать лет роль частных военных компаний в обеспечении национальной безопасности США существенно возросла. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, с окончанием «Холодной войны» началось постепенное сокращение численности регулярных вооруженных сил. Во-вторых, набирает силу т.н. «демилитаризация сознания», которая существенно затрудняет применение государством регулярной армии для решения своих политических и экономических задач за пределами национальных территорий. Иными словами, государству становится все сложнее объяснить, за что воюют и погибают простые американцы в Колумбии, Ираке, Афганистане и в других странах. В-третьих, усиливаются транснациональные корпорации, которые для обеспечения защиты своих экономических интересов, выражающихся, прежде всего, в безопасности газовых и нефтяных месторождений, а также трубопроводов, обращаются к услугам ЧВК. В-четвертых, в современном мире все большую угрозу безопасности создает терроризм, в борьбе с которым регулярная армия, в отличие от ЧВК, практически бессильна.

Однако, все это лишь общие фразы. Для подтверждения нашей гипотезы о том, что значимость частных военных компаний в деле обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов неуклонно растет, обратимся к конкретным данным.

Первая американская ЧВК – «Vinnell Corp» – была создана в 1969г. Изначально она создавалась как охранное предприятие, обслуживающее интересы крупных транснациональных корпораций. Однако, заключив в 1974г. контракт с правительством США, «Vinnell Corp» приняла на себя обязательства не только обеспечить безопасность нефтяных скважин, но и подготовить Национальную гвардию Саудовской Аравии. Однако уже в 90-х годах подготовку вооруженных сил Колумбии, Никарагуа и Хорватии вели «Blackwater», «Allied Barton Security Services» и «MPRI». Последняя взяла на себя в 2000-х годах аналогичные обязательства в отношении армии Ирака и Афганистана. Тогда же «Blackwater» заключила контракт на обучение спецназа военно-морского флота Азербайджана.

Отметим также, что спектр деятельности ЧВК с 70-х годов значительно возрос. На данный момент они осуществляют подготовку кадров для правоохранительных органов и армии, обеспечивают логистическую поддержку регулярных вооруженных сил, участвуют в военных операциях, привлекаются к сбору и анализу разведданных, охраняют высокопоставленных лиц и стратегически важные объекты, сопровождают конвои ООН и т.д.

При этом часть компаний более активны на внутреннем рынке. Так, например, «Sayeret Training Group» и «GK Sierra» осуществляют подготовку высококвалифицированных кадров для полиции, ФБР, Службы внутренней безопасности и вооруженных сил. «DynCorp» обеспечивает службу безопасности Президента и Вице-президента США, а также производит набор личного состава для американского контингента международных полицейских миссий. «KBR» готовит кадры для полиции Белого Дома и Конгресса. Большинство же ЧВК занято на внешнем рынке. Одни исполняют заказы Министерства обороны, другие – американского правительства, например, «Triple Canopy» охраняет посольства США.

Невозможно обойти стороной тот факт, что в разы увеличилось участие ЧВК в военных операциях. Согласно данным Пентагона, в афганской и иракской кампаниях на долю ЧВК приходится до 50% всей задействованной военной силы.[1] Если быть точнее, то за время проведения двух кампаний, согласно данным Бруклинского университета, 37 американских ЧВК заключили контракты на оказание широкого спектра военных услуг: от тылового снабжения до непосредственного участия в боях. В иракской операции главным образом «отличилась» компания «Blackwater», причастная к убийству большого числа мирного населения в г. Багдаде и г. Эль-Фаллуджа. Несмотря на «грязную» славу данной компании, которая принадлежала к холдингу «Xe Services», другая ее структура – «Greystone Limited» принимала участие в военной операции в Ливии. Сейчас появляются данные спецслужб об участии другой структуры «Xe Services» - «Academi» в операциях в Украине.[2] В связи с этим, встает логичный вопрос: какую ответственность несут Соединенные Штаты? Ответ: никакой, ведь ЧВК официально не представляют Белый дом, а контракт на оказание охранных или военных услуг заключается между заинтересованными сторонами, а не между правительствами государств. Следовательно, это позволяет отрицать участие США в планировании и проведении операций на юго-востоке Украины.

Несмотря на очевидные преимущества использования ЧВК, инциденты, имевшие место в Ираке в 2006-2007гг., спровоцировали дискуссии о негативном влиянии деятельности ЧВК на военную дисциплину и престиж американских военных. Демократы в лице сенаторов Барака Обамы, Берни Сандерса и конгрессмена Яны Щаковски в разное время вносили на рассмотрение Сената и Палаты представителей законопроекты о сокращении передачи на аутсорсинг национальной безопасности.[3] Однако реальных сдвигов, пусть и небольших, в этом направлении удалось добиться только после прихода к власти Б. Обамы. В целом же, рынок услуг и численность ЧВК продолжает расти.

Исходя из вышесказанного, а также учитывая все сокращающийся оборонный бюджет США, и принимая во внимание иные преимущества деятельности частных военных компаний (коими являются обход законодательных ограничений, например, на численность воинского контингента, отправляемого за рубеж; обеспечение тылового снабжения регулярных вооруженных сил; возможность лоббирования своих интересов в рамках исполнительной и законодательной властей), можно сделать вывод о том, что роль ЧВК в обеспечении безопасности США, как внутренней, так и внешней усиливается


[1] https://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R43074.pdf

[2] http://www.vedomosti.ru/politics/news/26880481/rossijskij-genshtab-soobschil-ob-uchastii-amerikanskih

[3] К таковым законопроектам относятся Transparency and Accountability in Military and Security Contracting Act (2007), Stop Outsourcing Security Act (2011)

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть