Екатерина Шишко, аналитик Инвесткафе:
Правительство обсуждает изменение параметров социальной нормы на электроэнергию для населения. Возможно, с 1 июля 2014 года, когда планируется ввод соцнормы на территории всех регионов России, тариф в пределах социального норматива потребления будет снижен на 5-10% относительно текущего тарифа, а количество электроэнергии сверх нормы будет оплачиваться по тарифу на 35-40% выше базового. Напомню, чтопервоначальный вариант предполагал превышение последнего тарифа над базовым на 30%, а ввести соцнорму в действие по всей России хотели с начала 2014 года.
Что означают новые правила? Главным мотивом считается введение более справедливого принципа: кто экономит и потребляет меньше, платит по сниженному тарифу, у кого экономить на потреблении не получается, не сэкономит и на платежах за электроэнергию. Определенный смысл в этом есть: суммы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, направленного на удержание тарифов на электроэнергию для населения ниже экономически обоснованного уровня, распределялись между всеми категориями населения пропорционально удельному потреблению ресурса. То есть фактически, чем больше энергии тратит потребитель, тем больше субсидирования приходится на этого потребителя, что не совсем логично.
Новая система расчетов затруднит определение размера социальной нормы для регионов: ведь надо учесть снижение базового тарифа на 5-10%, рассчитать, на сколько при этом целесообразнее всего поднять тариф выше нормы потребления так, чтобы постепенно ликвидировалось перекрестное субсидирование, но и не повысить социальное напряжение в регионе. Например, в настоящий момент размеры соцнормы по пилотным регионам весьма варьируются: во Владимирской области она составляет 50 кВт/ч на одного члена семьи в месяц, в Ростовской области — 96 кВт/ч, в Красноярском крае — 110 кВт/ч, в Самарской области — 150 кВт/ч, в Орловской — 190 кВт/ч. Соответственно, объемы перекрестного субсидирования, вероятнее всего, будут быстрее сокращаться во Владимирской области, чем, например, в Орловской.
Однако будет ли конечная сумма платежей населения больше или меньше, сказать сейчас не представляется возможным, так как это зависит от размера норматива потребления электроэнергии в рамках соцнормы. Согласно предложениям властей, эта величина должна устанавливаться так, чтобы в нее укладывались 70% населения. Однако, согласно официальным данным, во Владимирской области, например, в установленную соцнорму укладываются лишь 40% семей. Поэтому о проведении каких-либо предварительных расчетов и оценок речь пока не идет.
Если же смоделировать ситуацию на основе того, что соцнорму все-таки установят исходя из потребления 70% населения региона, то картина получится примерно следующая. В таблице в качестве примера взятытарифы для жителей Москвы, а также примерно возможный уровень соцнормы — 150 кВт.ч с учетом приблизительного среднего потребления и размеров перекрестного субсидирования в регионе, а возможное превышение потребления — на 30 кВт.ч. Напомню также, что в следующем году планируется повысить тарифы для населения на 4,2%. Из информации о новом сценарии применения соцнормы пока непонятно, исходя из какого значения тариф свыше соцнормы будет повышен на 40%.
Комментарии читателей (0):