30 октября — 1 ноября 2013 года в немецком городе Ландсхуте состоялась ежегодная конференция «по мерам укрепления доверия», организованная Министерством иностранных дел Германии, Украинским Председательством в ОБСЕ, а также миссией ОБСЕ в Молдавии. В рамках конференции состоялась дискуссия относительно результатов и перспектив деятельности рабочих (экспертных) групп Приднестровья и Молдавии.
Однако основное внимание было приковано к факту участия в Конференции представителей руководства Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики — Премьер-министра Ю. Лянкэ и Президента Е. Шевчука. В ходе мероприятия они имели достаточно времени и для двустороннего общения, и для контактов с представителями стран-гарантов, посредников, наблюдателей, а также Германии.
Наиболее неожиданным стало выступление Президента Приднестровья, которое ряд наблюдателей поспешил сравнить с иными известными примерами — «фултонской речью», «мюнхенской речью» и т.д. Действительно, Глава Приднестровья в несвойственной в последнее время для приднестровской стороны жесткой манере прокомментировал ряд действий молдавской стороны и некоторых иных международных акторов, а также призвал к «цивилизованному разводу» и международному признанию независимости Приднестровья.
Речь Е. Шевчука получила одобрительные оценки в Приднестровье. Местное население поддержало основные тезисы президентских заявлений, увидев в них то, чего от Президента ПМР давно ожидали: четко заявленного курса на обретение признанной независимости и готовности отстаивать этот выбор. Для зарубежных участников и комментаторов, напротив, такое выступление стало неожиданностью, поскольку ранее подобные тезисы озвучивались или в рамках двусторонних контактов, или в иных форматах.
«Ландсхутская речь» Е. Шевчука стала своеобразным «водоразделом» и подведением итогов за почти двухлетний период осуществления внешней политики Приднестровья новой «командой». Глава Приднестровья перечислил часть из сделанных приднестровской стороной односторонних уступок и дал понять, что больше их не будет — по крайней мере, без встречных шагов со стороны Республики Молдова и международного сообщества.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 20.06.13 Приднестровье вспоминает павших в борьбе за свободу и независимость Республики
- 28.05.13 Приднестровье и Карабах подошли к точке признания / Алексей Мартынов
- 17.06.10 "Украина и Россия еще раз подтвердили, что независимость Приднестровью не светит": обзор СМИ Приднестровья
- 05.05.10 Дмитрий Линтер: С моральной точки зрения Россия обязана признать независимость Приднестровья
Что касается политического блока, то принципиальных изменений в позиции Приднестровья не произошло. В период президентства И. Смирнова заявления о необходимости международного признания независимости делались регулярно, однако воспринимались приднестровским населением как нечто само собой разумеющееся, а иностранными собеседниками — как дань традиции. От Е. Шевчука подобные тезисы на высокой международной площадке были услышаны впервые.
Ряд положений в выступлении приднестровского президента был неоднозначно оценен местными наблюдателями. В частности, вопрос о том, кто в Европе готов «оплатить 4 млрд долгов ПМР», был расценен как обозначение приднестровским руководством «цены вопроса» (в марте 2013 года в ежегодном послании к органам государственной власти и управления ПМР Е. Шевчук ориентировал все государственные структуры Приднестровья на поиск и привлечение в приднестровскую экономику 2 млрд в течение трех лет). Кроме того, вызывает вопросы и признание «4 млрд» в качестве «долгов ПМР». Заявляя это и рассматривая «газовый долг» в качестве долга исключительно Приднестровья, Президент ПМР лишает Россию эффективного рычага воздействия на Молдову: не так давно Специальный представитель Президента России рассматривал вопрос о «газовом долге» Молдовы в увязке с ее претензиями на Приднестровье. Теперь глава Приднестровья лишает и Москву, и Тирасполь такого козыря.
Тем не менее, речь Е. Шевчука, скорее всего, произвела именно тот эффект, на который рассчитывали ее авторы. Приднестровское население услышало адекватную позицию своего Президента. Зарубежные партнеры убедились в том, что ожидать уступок от Приднестровья более не следует, и необходимо выстраивать иные модели взаимоотношений. Молдавские власти не могли не уловить еще один «сигнал» в канун Вильнюса — схожего по своему политическому значению с Протоколом по итогам рабочей встречи Специального представителя Президента России Д. Рогозина и Президента Приднестровья Е. Шевчука, который был подписан всего лишь за несколько дней до конференции в Германии.
Комментарии читателей (0):