Армения намерена стать членом Таможенного союза и впоследствии принять участие в формировании Евразийского экономического союза. Об этом говорится в совместном заявлении президента Армении Сержа Саргсяна и президента РФ Владимира Путина. «Президент республики Армения Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный Союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза», — говорится в совместном заявлении двух президентов.
ИА REX: Армения намерена стать членом Таможенного союза. Что вы думаете об этом событии?
Ростислав Ищенко, директор Центра системного анализа и прогнозирования, политолог:
Заявление о решении вступить в ТС, конечно, серьёзный момент. Однако, это ещё не вступление. Напомню, что Украина в своё время подписала учредительные документы ЕЭП, прямо предполагавшие её участие в формировании Таможенного союза, что не мешает ей уже десять лет "интегрироваться" в диаметрально противоположном направлении.
Армения находится в крайне сложной ситуации. Её ориентация на ЕС, в условиях явной конфронтации между ТС и ЕС по украинскому вопросу, стимулировала бы вынужденную переориентацию российской политики в Закавказье на Азербайджан (что, в принципе, может оказаться даже выгоднее для Москвы). Причём Россию невозможно было бы обвинить в сдаче своего союзника, поскольку союзник сам бы дезавуировал союз. Последние переговоры Путина в Баку показали, что такая переориентация реальна. Следовательно, задача армянской дипломатии блокировать негативные для Еревана тенденции развития общей политической ситуации в Закавказье, поскольку понятно, что без российской поддержки Армения оказалась бы блокированной во всех смыслах (политическом, военном, экономическом) и её выживание было бы поставлено под вопрос. Теперь Ереван получает резерв времени. Вступать же в ТС можно несколько лет, а потом (если ситуация изменится) так и не вступить (ну не договорились).
Так что я бы расценивал данное заявление только как первый шаг сложной дипломатической игры, которая, в результате, может привести к вступлению Армении в ТС, а может и не привести. Но ещё раз подчеркну, что сам факт такого заявления накануне вильнюсского саммита ЕС - несомненная победа российской дипломатии (тактическая, но победа). Впрочем, в 2010 году Армения тоже собиралась вступать в Таможенный союз (заявление Премьер-министра Тиграна Саргсяна от 28.04.2010).
Али Гаджизаде, политолог (Азербайджан):
Интересное, но в целом, вполне ожидаемое «обещание». Но одно дело «обещать» или намереваться вступить в Таможенный союз и совсем другое дело реально вступить в него со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мне интересно, как после своего заявления касательно вступления в ТС президент Армении объяснит антироссийскую истерию в его стране, которая набрала обороты в последние несколько месяцев. Интересен также тот факт, что президент заявляет одно, а правительство другое. Мне, конечно, понятно рвение Армении усидеть на двух стульях, но это не всегда бывает возможным; наступает момент, когда приходится делать выбор. Членство в Таможенном союзе и Ассоциация с ЕС невозможны одновременно, и в Ереване об этом прекрасно осведомлены. Выходит, либо президент блефует, либо его правительство ему не подчиняется. Думаю, армянский истеблишмент просто решил провернуть выгодную сделку, а именно продать по хорошей цене свою лояльность ЕС или России. Нужна ли ЕС маленькая бедная страна с двухмиллионным населением - вопрос, в целом, риторический.
Андрей Давыдов, журналист:
Достаточно неожиданное решение Еревана. И это свидетельствует о том, что Москва ведет напряженную закулисную работу, которая достаточно успешна. В Армении в последнее время активизировались прозападные силы, причем, вплоть до самых верхних этажей власти. И было полное ощущение, что республика дрейфует в сторону от России. Не исключено, что и запах раздуваемого на Ближнем Востоке пожара отрезвил армянское руководство. Однако, судя по расстановке сил в Армении, борьба еще далеко не закончена. Вместе с тем это однозначно серьезный успех Кремля в деле строительства евразийского экономического пространства. И еще один повод для Киева призадуматься.
Александр Хуршудов, эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:
Это ответственное решение. Небольшим странам сложно добиться прогресса в одиночку, следовательно, примыкать к какому-то содружеству надо. Понятно, что с бывшими республиками СССР у Армении гораздо больше связей, чем со странами ЕС. Поэтому тянуть далее с этим решением никакого смысла не было.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Это хорошая и выгодная для Армении инициатива, поскольку в СНГ маловато Юга и продуктов Юга.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Я думаю, что это хорошая новость, свидетельствующая о том, что руководство Армении взялось за ум и уразумело, что эпоха так называемых национальных государств уходит в прошлое – на смену ей приходит эпоха «империй», «союзов» - то есть крупных наднациональных региональных объединений. При этом объединяются в союзы даже такие сильные и влиятельные страны, как Германия и Франция. Ну, а у мелких стран-лимитрофов выбора тем более нет – им в любом случае нужно как можно быстрее присоединяться к какому-то влиятельному центру, иначе их присоединят силой. По-видимому, Армения, наконец, поняла это, и принять правильное решение ей, увы, помог принять сильный запах пороха – вот-вот начнётся война в Сирии, и в эту войну почти наверняка ввяжется Турция, а когда Сирия падёт, наступит черёд Ирана. То есть пламя вплотную приближается к границам Армении, и в этой ситуации ей приходится решать: к какому центру ей присоединиться? К Турции? По-моему, это даже как-то смешно: армяне до сих пор обвиняют Турцию в геноциде армян. К Ирану? С Персией у армян тоже свои счёты, да и с Азербайджаном, представляющим собой своего рода обломок Персии, отношения у Армении напряжённые. Китай? Он сравнительно далеко, да и что у Армении общего с Китаем? Европа? О, да, Армения, как и практически все бывшие советские республики, пищала и лезла в Европу, и ещё совсем недавно еврочиновники заявляли, что ассоциация Армении с ЕС – дело решённое. Но тут, как уже и было сказано, запахло порохом, и умеющее держать нос по ветру руководство Армении поняло, что Европа всем желающим обеспечить «жизнь как в Европе» просто не сможет – скорее лопнет, но не сможет.
В этой ситуации Армения приняла единственно правильное решение – вступить в Таможенный и Евразийский Союзы – то есть присоединиться к объединению, центром которого является Россия. И это вполне естественно и закономерно: ведь и Россия и Армения, христианские страны (Россия православная, а Армения христианская, сумевшая сохранить в мусульманском окружении свою армянскую церковь) и у них общая история – когда-то мы жили в одной большой стране. Можно ещё вспомнить многих армян, ставших элитой России (к примеру, художника Ованеса Айвазяна, более известного под именем Ивана Айвазовского; товарища Микояна, маршала Баграмяна, Акопянов - академика и иллюзиониста; ну и наконец, товарища Кургиняна и красавицу и умницу Маргариту Симоньян, главного редактора главного информационного оружия России – телеканала «Россия сегодня»), но даже и это не обязательно – и так понятно, что присоединение Армении к ТС и ЕАС – это возвращение домой, на базу.
Итак, намерения Армении серьёзны, если это действительно твёрдое решение вступить в ТС, а не очередная попытка прикинутся ласковым телёнком, который, как известно, двух маток сосёт, - то это не только хорошая новость, но и свидетельство того, что на постсоветском фронте Россия совершила прорыв: уже в это месяце будет согласована «дорожная карта» по присоединению к ТС Киргизии. Таджикистан на очереди, наплевавший на своих избирателей и лёгший под Запад и под свидомых Янукович что-то там сказал о референдуме, и, наконец, о желании вступить в ТС заявила и Армения. Это радует.
Комментарии читателей (0):