Глава Сбербанка Герман Греф уверен, что слухи о дефолте в России беспочвенны.
Тимур Нигматуллин, аналитик Инвесткафе:
Разговоры о возможном дефолте в России регулярно появляются в связи с некоторой схожестью нынешней ситуации с ситуацией 1998 года. Напомню, что кризис 1998 года был вызван совокупностью факторов. В первую очередь, на экономике негативно сказалось несоответствие жесткой кредитно-денежной политики (удержание инфляции) и мягкой бюджетной политики (наращивание госрасходов посредствам «раздувания» федерального бюджета). Помимо структурного дисбаланса в политике правительства, факторами российского дефолта 1998 года стали кризис в азиатском регионе 1997 года и падение цен на нефть.
Несмотря на возможные параллели нынешнего времени с 1998 годом (аналогичная жесткая кредитно-денежная политика ЦБ, мягкая бюджетная политика, рецессия в Еврозоне), вероятность дефолта по суверенным обязательствам России, аналогично 1998 году, крайне мала. Дело в том, что на этот раз у России есть значительные ЗВР. По состоянию на 1 июля, объем Резервного Фонда составлял 2,77 трлн руб. Даже если цены на нефть Brent упадут до $80 за баррель (очень пессимистичный сценарий), за счет Резервного Фонда можно будет финансировать дефицит федерального бюджета около двух лет. Напомню, что Минфином запланированы нефтегазовые доходы в размере около 46% от всех поступлений федерального бюджета в 2013 году.
Что касается низкого уровня госдолга, то я бы не стал возлагать на него большие надежды. Даже несмотря на то, что государственный внешний долг составляет менее 10% от ВВП, а краткосрочный долг – всего 0,2% от ВВП. Дело в том, что возможность занимать по относительно низким ставкам у России есть во многом благодаря значительным ЗВР и, соответственно, высоким рейтингам. С 2009 года России удается поддерживать суверенный кредитный рейтинг Baa1 от Moody’s и BBB от Fitch и S&P. В случае снижение уровня ЗВР, рейтинги, на мой взгляд, будут снижены.
Комментарии читателей (0):