Постановление Ислама Каримова о сокращении ввоза импортных товаров в Узбекистан ударит по карману покупателей, считает большинство торговцев, опрошенных корреспондентами портала Uznews.net.
Постановление президента республики «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности отечественной продукции и усилению борьбы с незаконным ввозом товаров» от 29 января 2013 года ставит новые барьеры для импортёров.
Напомним, в этом постановлении заинтересованным министерствам и ведомствам даётся поручение в течение месяца пересмотреть номенклатуру завозимых по импорту потребительских товаров и внести предложения «по резкому сокращению перечня и объёмов их завоза».
Согласно постановлению, уже с 1 апреля 2013 года «перевозчики, осуществляющие ввоз либо транзит товаров через таможенную границу», обязаны представлять таможенным органам все сведения о перемещаемых товарах, включая их коды в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров.
А с 1 июля 2013 года ввозимые продовольственные товары, предметы личной гигиены и другие потребительские товары «по перечням, утверждаемым Кабмином Узбекистана, должны иметь обязательную маркировку на государственном языке, проставляемую предприятиями-изготовителями».
Uznews.net провёл опрос среди ташкентских торговцев на тему «Что вы ждете от сокращения импорта?»
Как выяснилось, многие владельцы магазинов особенно постановления не испугались.
«У меня всего 10 процентов товара зарубежного производства, поэтому сокращение импорта в любом случае сильно по моей торговле не ударит», - говорит Бехзод - хозяин маленького продуктового магазина.
Не сильно обеспокоен новым постановлением и Махмуд - один из совладельцев минимаркета - хотя доля импорта у него значительно больше и достигает 70 процентов. «Будем продавать отечественный товар», - оптимистично заявляет Махмуд. По его словам, отечественные продукты ничуть не хуже зарубежных. «Взять хотя бы хорезмский сахар – я его считаю лучшим, недаром он идет на экспорт», - говорит Махмуд. В то же время, по мнению Махмуда, все продукты к завозу в Узбекистан запретить нельзя, многие из них здесь просто не производят - «салатное масло, муку, рыбные консервы как завозили из-за рубежа, так и будут завозить». По его словам, в крайнем случае будут импортировать кофе в мешках, фасовать по банкам на местной фабрике и писать на этикетке «Производство Республики Узбекистан». Разве что в результате ограничения импорта, скорее всего, возрастет цена на отдельные виды продуктов, «но это уже проблемы покупателей».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не особенно огорчили торговцев и требования нового постановления наносить на товары надписи на государственном языке.
«Оптовые поставщики давно договорились об этом с заводами-изготовителями», - сообщает продавец большого продуктового магазина по имени Эркин. В качестве подтверждения своих слов он показывает баночку шпрот прибалтийского производства, где на этикетке есть подробная информация о товаре и на узбекском языке.
Те, кто не успел своевременно договориться с поставщиками о содержании этикеток, тоже нашли выход. «На днях к нам поступила российская водка, где выполнены все условия постановления», - демонстрирует одну из выставленных на витрине бутылок Мухаббат - продавщица винно-водочного магазина. На бутылочном стекле хорошо видны две аккуратные наклейки из пластика, сообщающие на узбекском языке информацию о товаре. По мнению Мухаббат, наклейки делали уже на узбекской таможне.
В то же время мелкие торговцы-челночники, которые возили товары из-за рубежа, волнуются из-за нововведений.
«Я покупаю в Китае и Турции для своего магазинчика мелкие партии товара, чтобы был ассортимент, и всё быстро продавалось», - говорит «челночница» Наталья. По словам Натальи, она даже представить себе не может, как теперь будет выкручиваться, если требования постановления распространятся и на одежду, которой она торгует. «Далеко не каждый продавец в Китае даст к нескольким парам сапог, которые я у него покупаю, все необходимые сертификаты, а тем более этикетки с текстом на узбекском языке», - говорит она.
Её более опытная коллега Турсуной относится к постановлению менее эмоционально, считая, что её знакомства и связи помогут решить все проблемы. Но в своей челночной деятельности, как и Наталья, Турсуной пока «взяла паузу», ждет, чем закончатся последние экономические нововведения в Узбекистане, связанные и с обещанием сократить импорт, и с запретом, как продажи наличных долларов, так и расчетами в них.
Паузу взяли и многие предприниматели рангом покрупнее.
«Продукцию я произвожу здесь, но многие комплектующие партнеры мне привозят из-за рубежа, так что жду, какой «чёрный» список импортных товаров появится к 1 марта», - говорит Турсун - хозяин предприятия по производству и продаже мебели. По мнению Турсуна, всё закончится повышением таможенных пошлин на импорт, и, как следствие, повышением цен. «Например, я и члены моей семьи сейчас закупаем впрок продукты и товары импортного производства», - признается Турсун.
Мнение о предстоящем повышении цен полностью разделяет и компаньон Турсуна по имени Гайрат. «Все будет как прежде - и чёрный рынок валюты будет процветать, и импорт, и контрабанда, разве что возрастут суммы взяток, а соответственно и себестоимость товара», - считает Гайрат.
По анонимному мнению одного из ташкентских экономистов, в Узбекистане сейчас демонстрируется привычная для стран СНГ схема - «хотели сделать, как лучше, а получилось, как всегда».
«Нельзя пытаться навести порядок на рынке радикальными способами в условиях «вывихнутой» экономики, - говорит экономист. - Прежде надо сделать сум конвертируемым, а местных производителей стимулировать на выпуск качественных импортозамещающих товаров - обеспечить их надлежащим оборудованием и сырьём».
По его мнению, раз в постановлении президента о таком стимулировании местного производителя ничего конкретно не говорится, то все окончится тем, что в итоге постановление окажется простой макулатурой, которая только «позволит подзаработать чиновникам, и ударит по карману населения».
Тем временем, пишет интернет-издание UzMetronom, «отлов торговцев, реализующих товар за доллары, наезды на рынки, запрет на продажу наличной валюты, перспектива приостановления импорта и иные репрессивные меры, характерные для Узбекистана последних дней, взвинтили и без того высокие цены на продукты питания и товары первой необходимости».
Так, по данным издания, килограмм картофеля стоит в Ташкенте 2500 сумов (1,25 долл., здесь и далее - по курсу ЦБ Узбекистана), килограмм огурцов – 10000 сумов (5 долл.). Столько же стоит кило помидоров. Килограмм относительно приличного сыра - не менее 35 тысяч сумов (свыше 17 долл.). 1 литр растительного масла весьма сомнительного происхождения 6700-7000 сумов (3,5 долл.). 1 килограмм говядины – от 18000 до 24000 (9-12 долл.)…
В среднем на четверть за последний месяц выросли цены на мыло, стиральные порошки, зубную пасту, медикаменты, мелкую бытовую технику, отмечает издание. Что касается минимальной заработной платы, то её размер в Узбекистане эквивалентен 40 долларам США по тому же курсу ЦБ. Чуть больше доллара в сутки. «Как в Зимбабве…» - резюмирует обозреватель UzMetronom.
Комментарии читателей (0):