12 декабря 2012 года в День Конституции России президент РФ Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным посланием.
ИА REX: Что вас удивило, огорчило, порадовало?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Порадовало то, что практически все эксперты ИА REX, как и привлечённые накануне блогеры, оказались правы: сенсаций не произойдёт, и что единственной сенсацией станет сама дата Послания — 12.12.12.
Послание Владимира Путина прозвучало впервые после значительного изменения как геополитической ситуации, так и ситуации внутри самой России после последнего большого выборного цикла. Однако власть не услышала тех сигналов, опасных толчков, о которых постоянно напоминал Солженицын, имя которого, кстати, было упомянуто в тексте. И эта, казалось бы, случайность выглядит предельно мистически.
Само Послание выглядит хорошо, складно, логично, если не понимать сознанием, головой, что сегодня не 2000-й, а 2012-й год. Многое упущено безвозвратно. В 2000 ещё можно было говорить о постепенном отходе от опасного «сырьевого» экономического формата, но сегодня говорить на эту тему слишком поздно, Россия не сможет вырваться из сырьевой ямы, углубляясь в неё всё дальше, всё больше.
Россия не сможет поднять свою дальневосточную часть и интегрировать её в АТР, так как незадолго перед Посланием выяснилось, что все деньги, предназначенные российскому востоку, разворованы, но при этом никто не наказан, при этом с трибуны, где зачитывалось Послание, не прозвучала ни одна раскрученная фамилия. Хотя российское общество затаённо надеялось на это, где-то под рёбрами, глубоко внутри. Россия не сможет победить коррупцию, так как прозвучала мысль о том, что можно будет брать хорошие налоги с «демонстративной роскоши». Как эта роскошь добыта — вопрос двадцатый.
Солженицын, со своим «Красным Колесом», становится актуален, понятен и своевременен только сейчас, раньше это произведение выглядело сугубо историческим — и опять накануне мистической даты: 100-летия начала Первой мировой войны. По Солженицыну, одна, казалось бы, незначительная деталь, одна социальная молекула медленно и незаметно цеплялась за другую, спровоцировав в итоге тотальную катастрофу.
Порадовали и официальные лица в кулуарах заседания, раздававшие интервью. Многие телезрители, наверное, испытали чувство ностальгии, оказавшись в 2000 году — всё те же, всё там же.
Лев Вершинин, политолог:
Я услышал в послании Путина Федеральному собранию некоторые вещи, которые не надеялся услышать. Так вот, я рад уже тому, что — кто бы мог подумать? — красивая предвыборная программа не ушла, как многие предполагали, под сукно. Фактически, все проблемы, о которых раньше не было принято говорить вообще, названы вслух. И в первую очередь, — впервые без мягкой прогибчивости, — сказано о предстоящих «потрясениях, которые затронут весь мир» и о необходимости стране остаться «суверенной и влиятельной, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией». То есть, на высшем уровне признано, что идёт война, и Россия, как одна из целей агрессора, должна к ней готовиться. Если бы это не прозвучало, я бы, наверное, не очень внимательно читал дальше, — но это прозвучало, и думаю, не последнюю роль в том сыграл «сирийский сюжет» с его московскими отзвуками. И во вторую очередь, — впервые настолько прозрачно, — что войну эту России не выиграть, если население и дальше будет ненавидеть и презирать собственную власть. Потому что «ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама вкалывает во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение». И иначе говоря, тот факт, что «Сегодня в стране идёт становление гражданской активности...» признан и одобрен свыше, — и это само по себе говорит о многом.
И в третью очередь, — я не помню, чтобы такое звучало с высоких трибун, — о том, что «Нормой в России должна стать семья с тремя детьми», причём достичь этого не выйдет, если молодые семьи не получат возможно обзаводиться нормальным жильём. А это, извините, уже очевидный намёк на необходимость «реславянизации», потому что у неславян с демографией и так всё в порядке. И в четвёртую очередь, — практически на грани фола, — о перегибах и парадоксах миграции, ставшей крайне серьёзной проблемой. Но и теории «этнических обособлений», предлагаемые некоторыми идеологами, признаны недопустимыми, поскольку являются «угрозой для каждого и вызовом единства российского государства», — что чистая правда, поскольку горе дому, накануне войны разделённому в себе. И так далее. Вплоть до однозначного указания, что никому не будет позволено вмешиваться во внутренние дела России, а «Деятель, который за свою политическую деятельность получает деньги из-за границы, кто обслуживает тем самым чужие национальные интересы, не может быть политиком в Российской Федерации». И что «криминалу нет, и не может быть места в российской политике». И, — главное, — что коррупцию, в самом деле, будут корчевать, не выводя в «режим невидимости» никого из «должностных лиц, принимающих ключевые решения» и выписывая волчьи билеты зарвавшимся. Если придётся, то и с обращением о помощи к низам. К тому самому гражданскому обществу, которое зарождается не на гранты, но само по себе, в ответ на вызов времени. А плах на Лобном месте прямо сейчас не ждите. Пока что нельзя. Но война всё спишет.
Александр Пелин, философ и социолог, кандидат философских наук:
Послание Путина 2012 провозглашено с позиции должного, а не возможного. Словосочетание «мы должны» встречается в тексте 24 раза, «мы будем» — 8 раз, «мы обязаны — 6 раз», «мы можем — 6 раз». Что же «мы должны» , по мнению Путина, делать?
Прежде всего «сохранить свою национальную и духовную идентичность», при этом «быть устремлены только вперёд, только в будущее», «быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве» не стонать по поводу реструктуризации, «всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей», «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества», «беречь уникальный опыт, который передали нам наши предки», рассматривать попытки провоцировать межэтническую напряженность, религиозную нетерпимость «как вызов единству Российского государства, как угрозу для каждого из нас», «уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия, в том числе речь о праве народной законодательной инициативы», исходить из того, что подавляющее большинство людей, которые работают в различных структурах (чиновники), это люди порядочные и ответственные«, «полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия», «дорожить таким доверием (людей)». Почти весь контекст послания Путина пронизан консерватизмом, направлен в прошлое, на поддержку воспроизводящих функций общества, на использование гуманитарных ресурсов.
Что же «мы можем», по мнению Путина, сделать? Не так уж и много. Прежде всего, "помочь людям найти хорошую и интересную работу","кардинально изменить ситуацию в социальных отраслях», «направлять половину доходов сверх 7% уровня ВВП в российскую экономику, главным образом в инфраструктурные проекты», жить для будущих поколений, для детей. Таким образом, возможности российского общества также развёрнуты в сферу воспроизводства, а не производства. Решение демографических проблем, безусловно, большое достижение социальной политики России. Но в этом заключена сила и слабость президентской стратегии, одновременно.
Роман Евстифеев, политолог, доктор политических наук:
Смотрел запись выступления президента. И обратил внимание вот на этот момент: «Напомню Правительству о необходимости уже в первой половине 2013 года реализовать принятые принципиальные решения по так называемому налогу на роскошь, включая элитную недвижимость и, как бы тяжело ни было, на дорогие автомобили, пускай даже новые». В зале робкие недружные аплодисменты. Не все что-то обрадовались.
Интересно, что на старый вопрос «Кто есть мистер Путин?» довольно трудно ответить однозначно даже сейчас, через 12 лет после рождения вопроса. Поддерживает ли Путин социальные преобразования? Да, вроде, поддерживает. Некоторые даже называют ранненулевую Россию «социальным государством Путина». Путин был таким в первые несколько лет своего первого президентства, несомненно. И в какой-то мере остаётся таким и сейчас. Поддерживает ли Путин либерализацию рынков и либеральное понимание социально-экономической сферы? Да, поддерживает. В том числе, как ни странно, и в бюджетной и в социальной сферах. Поддерживает ли Путин усиление государства? Да, поддерживает. Вертикаль власти, милитаризация, укрепление силовых структур, вмешательство государства в политическую и общественную жизнь — беспрецедентно. Поддерживает ли Путин... Ну и так далее. Большое количество взаимоисключающих друг друга утверждений может быть сказано. Неужели, Путин до сих пор только то, что каждый хочет в нём увидеть? Какая человеческая трагедия, однако...
Как поётся в одной песенке «Всё так сложно, все так запутано, но разбираться некогда, брат...». И если в одном случае, при таких метаморфозах поток существования легко можно направить на нужный результат на выборах, то в другом случае тот же самый поток также легко может быть направлен в другое место.
Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:
Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию было очень ёмким и очевидно, что в ближайшее время российская власть намеревается направить свои усилия на то, чтобы Россия вырвалась вперед на мировой арене, при этом оставаясь не разрозненной кучкой национальностей, а единым монолитным целым, в партнёрстве с бывшими союзными республиками. Речь Путина в этот раз была именно программной. Не обещая, каких-то конкретных цифр она в то же время определяла некие векторы, направления развития, в которых России предстоит двигаться в ближайшие годы. Такое ощущение, что вернувшись в Кремль Путин, решил начать достаточно жёсткую перезагрузку. Опять зазвучали призывы о том, что Россия — это сильное суверенное государство с длительной историей, люди которого способны сами отвечать за своё будущее.
Наряду с недвусмысленными выпадами в адрес тех, кто сегодня пытается рулить мировой экономикой, глава государства совершенно чётко сказал, что интересы России сегодня направлены на Восток. И в борьбе за место под солнцем сырьевая экономика должна отойти в прошлое. Ключевое внимание в послании Президента уделяется человеческому капиталу. Говоря о том, что сегодня в России рождаемость преобладает над смертностью, но и с тем, что люди уже не боятся рожать в современной России, Путин вместе с тем обращает внимание, что нужно не только родить, но и воспитать подрастающее поколение. Ещё никогда прежде не уделялось столько внимания теме патриотизма, воспитания подрастающего поколения, развитию физической культуры и спорта, поддержки молодёжных инициатив. Все усилия органов власти на сегодняшний день должны быть направлены на борьбу с теми факторами, которые негативно влияют на подрастающее поколение, на борьбу с факторами, снижающими продолжительность жизни. И если приглядеться к законодательной деятельности российской власти то можно заметить что эти меры уже частично реализуются — повсеместно ужесточаются правила торговли алкоголем и табаком, строятся спортивные сооружения.
Комментарии читателей (0):