Нынешнее противостояние в Египте кажется не оставляет места демократии. Десятки тысяч протестующих собрались у президентского дворца в Каире. Полиции пришлось применять слезоточивый газ, чтобы разогнать толпу, но и эти меры не помогли. Президент Египта Мохаммед Мурси бежал из дворца, в котором стало небезопасно, передаёт Би-би-си. У стен дворца остаются тысячи египтян, которые протестуют против расширения полномочий президента Мурси. Египетские силы безопасности призывают толпу к сдержанности. В Александрии также проходит многолюдная демонстрация протеста. Волнения затронули и провинцию Сохаг в центральной части Египта. Частные египетские СМИ поддержали протест против законодательных инициатив Мурси и продолжают бастовать вторые сутки подряд. Чем закончится противостояние в Египте? Военной диктатурой или всё-таки будет подобие демократии, как при Мубараке?
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Однако в Египте происходит настоящая народная революция, и в долгосрочной перспективе борьба судьбу страны определит борьба трудового народа Египта. Противостояние между исламистскими и светскими силами — вероятно, самый опасный кризис в недолгой драматической истории египетской революции. Обе стороны не заинтересованы в нормальной демократической конкуренции. Каждая сторона стремится к консолидации авторитарной власти и контролю над жизнью египетского народа. Исламистов поддерживает улица, секуляристы контролируют государственные учреждения. «Братья-мусульмане» действуют через голосование. Их противники через суды и апелляции. Обе стороны возбуждают улицу с тем, чтобы избежать нормального политического процесса.
На первый взгляд ситуация довольно проста. Исламисты получили на парламентских выборах 70% голосов и победили (хотя и с небольшим отрывом) в президентских выборах. Секуляристы обратились в Верховный конституционный суд, который отменил результаты выборов и объявил Закон о выборах неконституционным. В итоге новые выборы будут проведены вскоре после того, новая Конституция будет принята. Главное неизвестное — это улица. В краткосрочной перспективе исход любого противостояния зависит от улицы. Площадь Тахрир заполнили демонстранты, обвиняющие президента Морси в конституционном перевороте и покушении на завоевания революции. Среди демонстрантов — пёстрая смесь различных движений и групп, которые свергали Мубарака в 2011-м. Демонстрации по разным поводам шли целый год и даёт о себе знать усталость демонстрантов. В толпе отсутствуют исламисты, сыгравшие в событиях Арабской весны важную роль. Они проводят свои демонстрации в поддержку Морси, пытающегося договориться с судьями. Пока невозможно сказать, кто сумеет мобилизовать большую поддержку. Однако, если дойдёт дело до прямой конфронтации, то ситуация может обернуться большим кровопролитием.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Есть у революции начало — нет у революции конца — в Египте еще долго будет продолжаться перманентная революция, бойня и хаос. Именно этого — управляемого хаоса и скатывания вполне благополучной страны до уровня какого-нибудь Сомали — хотели те, кто организовывал " арабскую весну«. Что же, они его получили. Поэтому мне смешно читать слова о том, что в Египте происходит «настоящая народная революция» — называют перевороты нетрадиционной ориентации «революциями» только их организаторы. С другой стороны, мне радостно видеть, как те которые год назад были недовольны Мубараком, теперь точно так же недовольны Мурси, ибо для охранителей и контрреволюционеров тот волнующий миг, когда господа «революционеры» вдруг начинают свергать того, кого совсем недавно возвели на трон; когда «революционеры» начинают междоусобную грызню, а новая, очень демократическая и революционная власть начинает травить «революционеров» газов и или даже давить танками, является наиболее сладостным.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Судя по затратам США на обороноспособность Турции, в регионе растут угрозы наибольшей региональной ценности для капитализма — Суэцкому Каналу. Таким образом в Египте, по подтверждаемому затратами мнению США, предстоит серьёзная резня с угрозой полноценной войны. А, возможно, и с оккупацией «зоны Суэцкого канала», подобно тому, как ранее США присвоили панамский канал.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Скорее, нынешнее противостояние приведёт к хаосу и переходу Египта в состояние failed state. Говорю без злорадства, стабильный Египет Израилю выгоднее, чем кровавый бардак. Что до организованного пролетариата, так его в той стране никогда не было.
Комментарии читателей (0):