Лучшим романом на русском языке за 2012 год признан «Крестьянин и тинейджер» Андрея Дмитриева. Об этом сообщил председатель жюри «Русского Букера» Самуил Лурье 4 декабря на пресс-конференции в гостинице «Золотое кольцо».
«Крестьянин и тинейджер» — книга о взрослении, причём вырастают и избавляются от иллюзий здесь оба главных героя: и подросток Герасим, который приехал в деревню, чтобы «откосить» от армии, и принявший его крестьянин средних лет Панюков. Казалось бы, такие разные люди, что у них может быть у них общего? Но и тому, и другому предстоит переосмыслить свою жизнь и свои чувства, в результате судьба обоих круто меняется.
Роман Андрея Дмитриева — очень добрая книга, как и предыдущее его произведение, попавшее в поле зрения русского Букеровского комитета в 2007 году, — «Бухта радости».
В шорт-лист премии в этом году вошли также семейная сага Марины Степновой «Женщины Лазаря», фантастический роман Ольги Славниковой «Лёгкая голова», «Дневник смертницы. Хадижа» Марины Ахмедовой, интернет-роман Евгения Попова «Арбайт. Широкое полотно», а также книга Александра Терехова «Немцы».
Похоже, как и в 2011 году, когда жюри «Русского Букера» выбирало лучший роман первого десятилетия 21 века, его членам, не хватило смелости отметить не просто хорошую книгу, а особенное произведение, знаковое, при прочих равных имеющее более злободневное звучание, чем другие книги, вошедшие в шорт-лист.
В 2012 году таким произведением, пожалуй, является «Дневник смертницы». Книга рассказывает о том, как сирота Хажида, простая дагестанская девушка, выросшая в обычной семье, отнюдь не приверженной религиозному фанатизму, в результате стечения жизненных обстоятельств становится террористкой-смертницей. Простая, искренняя, правдивая книга, интересная любому, кто хочет лучше понимать, в какой стране живёт.
Особого упоминания заслуживает роман Евгения Попова «Арбайт. Широкое полотно». Эта книга примечательна, прежде всего, формой и историей создания. «Арбайт» был написан в Сети. Автор выкладывал в свой блог в «Живом Журнале» по одной главе, каждая из которых заканчивалась вопросами для обсуждения. Среди них были разнообразные: от житейских «Почему любовь чаще всего бывает несчастной?» до проклятых русских типа «Что делать?». В каждой из глав писатель Гдов пытается создать широкое полотно, например, об отчуждении личности от государства и социума, но каждый раз впадает в такое волнение от размышлений на заданную тему, что не может работать. Поставленную Гдовым задачу блестяще выполнили читатели, которые своими комментариями создали действительно широкое полотно, описывающее нашу современную, а также прошлую и будущую жизнь. В результате пользовательские «комменты» составили две трети текста книги. А Гдов, кстати, так ничего и не написал.
Пока неизвестно решение жюри «Студенческого Букера». Год назад молодые люди оказались храбрее своих старших коллег и назвали лучшей книгой десятилетия антиутопию Татьяны Толстой «Кысь». В этом году список претендентов возглавляет «Дневник смертницы» Марины Ахмедовой, в шорт-лист вошёл лауреат «взрослого» Букера «Крестьянин и тинейджер» Андрея Дмитриева, а также Юрий Буйда с романом «Синяя кровь», Эдуард Лимонов («В Сырах»), Сергей Носов («Франсуаза, или путь к леднику») и Валерий Попов («Плясать досмерти»).
Как сообщает официальный сайт «Русского Букера», премия основана в 1991 г. «как первая негосударственная премия в России после 1917 г., присуждаемая ежегодно за лучший роман на русском языке. Она завоевала и сохраняет репутацию самой престижной литературной награды страны. Цель премии — привлечь внимание читающей публики к серьёзной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей». Первое вручение состоялось в 1992 году. С 2012 года новый попечитель премии, банк «Глобэкс», увеличил призовой фонд конкурса, лауреат «Русского Букера» получит 1,5 миллиона рублей, а финалисты — по 150 тысяч. Ранее победители получали 600 тысяч рублей, финалисты — по 60 тысяч рублей.
Комментарии читателей (2):