Госдума на заседании 19 октября приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Документ одобрили 296 депутатов, 139 человек проголосовали против.
Согласно принятому документу, дефицит федерального бюджета в следующем году ожидается на уровне 521,4 млрд рублей, что составит около 0,8% прогнозируемого объёма ВВП. Размер ВВП должен составить 66 трлн 515 млрд рублей. Доходы бюджета в 2013 году прогнозируются на уровне 12 трлн 866 млрд рублей, расходы — 13 трлн 387 млрд рублей. Годовая инфляция ожидается в размере 5,5%.
Верхний предел внутреннего госдолга на конец следующего года утверждён в сумме 6 трлн 601 млрд рублей, внешнего госдолга — 66,2 млрд долларов или 53,0 млрд евро.
В рамках расходов на 2013 год в бюджете предусмотрено, в частности, 2,1 трлн рублей на национальную оборону, 2 трлн рублей на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, 1,7 трлн рублей по разделу «национальная экономика», 158 млрд рублей на ЖКХ, 627 млрд рублей на образование, 507 млрд рублей на здравоохранение, 4 трлн рублей на социальную политику, 52 млрд рублей на физкультуру и спорт, 73 млрд рублей на СМИ.
Разработанный Минфином проект в думских комитетах приняли неоднозначно. Так, председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, замсекретаря генсовета «Единой России» Виктор Кидяев высказал мнение, что бюджет содержит «ряд спорных моментов, связанных с финансовой обеспеченностью субъектов и муниципалитетов».
«Во-первых, в законопроекте сохраняется тенденция централизации в федеральном бюджете доходов бюджетной системы РФ. Во-вторых, сохраняются риски в обеспечении финансовой устойчивости региональных и местных бюджетов, связанные с существенным объёмом долговых обязательств. Законопроект этот момент недостаточно регулирует. В-третьих, в федеральном бюджете не предусмотрено каких-либо финансовых механизмов стимулирования органов местного самоуправления по повышению эффективности использования бюджетных средств, оптимизации бюджетных расходов, развитию налогового потенциала», — сказал Кидяев.
Глава комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский на обсуждении заявил, что «бюджет должен находить баланс между макроэкономическим развитием и стабильностью».
«Без развития у страны нет будущего, поэтому при рассмотрении проекта закона во втором чтении мы должны предусмотреть увеличение расходов, которые направляются на развитие экономики. В том числе, мы должны увеличивать расходы на образование, науку, НИОКР», — сказал Руденский, отметив, что необходимые для этого средства «можно найти за счёт снижения нормативной величины резервного фонда до 5% ВВП».
Также по его мнению, в бюджете следует отразить «средства на адаптацию промышленности к условиям ВТО и ресурсы для распространения доступных кредитов, о которых просит всё бизнес-сообщество». «Без этого говорить о серьёзной модернизации и конкуренции нельзя», — подчеркнул глава комитета.
Член высшего совета «Единой России», первый вице-спикер нижней палаты Александр Жуков оценил бюджет как «достаточно сбалансированный». По его словам, бюджет «сделан с большой степенью надежности, рассчитан на возможные колебания цен на нефть», и в тоже время «основные социальные обязательства государства в этом бюджете также предусмотрены». «Вместе с тем проект бюджета не лишён определенных недостатков и слабых мест, которые необходимо будет решить при рассмотрении бюджета во втором чтении», — сказал Жуков.
Во фракции коммунистов предложенный проект бюджета назвали «наихудшим за последнее десятилетие». «Этот бюджет не отвечает ни на один вызов, стоящий перед страной. Он антинароден и антинационален по своей сути, поскольку игнорирует российскую Конституцию, которая запрещает снижать социальную поддержку и гарантии для населения», — заявил председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.
Он отметил, что доходная часть бюджета «была бы на 2 трлн рублей выше, если бы темпы развития ключевых отраслей экономики удалось сохранить хотя бы на уровне текущего года». В таком случае, подчеркнул Зюганов, среднюю зарплату бюджетников можно было бы поднять «не на 6%, а минимум на 20-25%».
«Доходы следующего года будут сокращены на 800 млрд рублей только потому, что страна не подготовилась к вступлению в ВТО. А эта сумма сопоставима с расходами на образование, ЖКХ и экологию вместе взятыми, — заявил лидер коммунистов. — Такие потери бюджета нечем восполнить, поэтому они больно ударят по экономике и социальной сфере».
Зюганов также выразил сомнение в возможности выполнения обещаний по плановым темпам роста: экономики — 4,2%, и промышленности — 3,7%. «Правительством много ведётся разговоров о модернизации и развитии, но для этого в бюджете не заложены необходимые ресурсы», — считает глава КПРФ.
«Но самое печальное, что продолжает разрушаться социальная сфера. Мне казалось, что после указа президента и его бюджетного послания этим проблемам будет уделено особое внимание. Но вот как раз образование и здравоохранение в этом бюджете приносятся в жертву. Сокращаются расходы, прежде всего, на общее образование. В сумме за три года эта статья бюджета будет урезана почти на 50%. А здравоохранение окажется в еще более худшем положении», — продолжил Зюганов.
«К тому же всех нас засовывают в долговую кабалу. За три года внутренний долг вырос в полтора раза, а внешний — примерно в 1,7 раза. На 1 июля 2012 года внешний долг составил 585 млрд долларов. Если завтра нас обяжут рассчитаться по долгам — мы станем стопроцентными банкротами», — заявил он.
Критике внесённый законопроект подвергла и фракция «Справедливая Россия». «Правительственный проект бюджета на 2013 год не только не решает ни одной задачи из тех, которые стоят перед страной, но при этом они даже в бюджете не ставятся», — заявила замглавы фракции, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
Впрочем, отметила депутат, «одна задача всё-таки в бюджете поставлена и решена». «Это реализация бюджетного правила, согласно которому теперь не только доходы от нефти, но и от газа не нужно в полной мере использовать в экономике своей страны, а вкладывать в чужую экономику. А если вдруг появятся дополнительные доходы в процессе исполнения бюджета, то их ни при каких обстоятельствах нельзя тратить на покрытие дефицита бюджета, а нужно вкладывать в Резервный фонд», — сказала Дмитриева.
Она отметила, что вопреки прогнозу Минэкономразвития, которое «фиксирует, что никакого кризиса не будет», в бюджете закладывается «цена на нефть 97 долларов за баррель как будто будет мировой экономический кризис, резкий спад спроса на нефть и газ и снижение цены».
«То есть само правительство в своих параметрах противоречит своему прогнозу. В результате доходы занижены в бюджете примерно на 1 триллион 100 миллиардов рублей. Это то, что потом в экономике не будет, а пойдёт в Резервный фонд. В итоге искусственно создаётся дефицит бюджета. Под этот искусственный дефицит бюджета, которого не будет, планируются уже вполне реальные заимствования и раскручивается пирамида государственного долга», — отметила замглавы фракции.
Предложенный проект бюджета, по её словам, «не является социальным». «Нужно честно признать: из-за бюджетного правила задачи, которые ставятся в указах президента, не решаются ни на федеральном уровне, ни, тем более, на региональном, — заявила Дмитриева. — Те задачи, которые мы полностью поддерживаем по указам президента, если мы хотим реально их решать, а не обманывать всех, и регионы, и врачей, и учителей, и премьера, и президента, то нужно сказать, что от бюджетного правила нужно отказаться».
Фракция либерал-демократов одобрила внесённый проект бюджета. При обсуждении документа лидер ЛДПР Владимир Жириновский обратил особое внимание на предусмотренное в нём увеличение финансирования на правоохранительные структуры. По мнению депутата, это поможет государству раскрыть и легализовать резервы «серой экономики».
«Бюджет поддержим, потому что там хорошие деньги даются на все погоны: оборона, безопасность, правоохранительные органы. Пока высокий уровень преступности, нам с вами жить не очень радостно. Преступность надо подавлять, особенно экономическую. «Серые схемы» экономики — 40%, вот где наши резервы. 40% не платят налоги вообще. У нас бюджет — 12 триллионов, ещё как минимум 3 трлн гуляют в «серых схемах», — отметил Жириновский.
Вместе с тем, председатель ЛДПР указал на дефицит бюджета и напомнил о предложениях партии, реализация которых, по его словам, «может помочь развитию российской экономики и покроет разницу между доходными и расходными статьями бюджета». «Дополнительные доходы мы можем получить путём снижения налогов. Для этого надо снизить налоги на Дальнем Востоке и убрать НДС в воздушном транспорте, чтобы наши граждане могли свободно перемещаться. И тогда это сделает нашу экономику более динамичной», — заявил, в частности, Жириновский.
Комментарии читателей (0):