Лидер коалиции "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили заявил, что намерен восстановить добрососедские отношения с Россией. Вопрос в том, кто первым, Москва или Тбилиси, сформулирует условия добрососедства и сотрудничества.
Эксперт ИА REX Станислав Стремидловский поделился своим ведением механизма налаживания отношений: «На мой взгляд, России необходимо выступить с поэтапным планом, своего рода, "дорожной картой" по восстановлению отношений. Первым пунктом я бы поставил условие отказа Грузии от ведения пропагандистских спецопераций антироссийского характера на Кавказе, ликвидацию возможностей для пребывания баз террористического подполья на территории Грузии, невозможность перехода боевиками грузинско-российской границы. И только после выполнения данного пункта, проведения мониторинга его соблюдения, Москва могла бы перейти к дальнейшим пунктам "дорожной карты" по восстановлению отношений с Тбилиси».
Возможен ли такой вариант налаживания отношений между Россией и Грузией?
Андрей Арешев,сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института Востоковедения РАН:
Это очень важно и позитивно, потому что, действительно, важным фактором обострения российско-грузинских отношений и дальнейшего ухудшения этих отношений была деструктивная деятельность официального Тбилиси на Кавказе, что связано отнюдь не только с педалированием Черкесского вопроса. В этой связи я напомнил бы вам недавний инцидент в Восточной Кахетии, подоплёка которого была совершенно очевидна, и из которого грузинские власти - тогда ещё власти Саакашвили - устроили очередное пропагандистское шоу. Мне кажется, что заявление лидера победившей оппозиции свидетельствует о его желании начать, по крайней мере, разбор этих завалов, которые достались ему в наследство от предшественника, на пути установления подлинно дружеских и добрососедских российско-грузинских отношений. Если это будет существовать в качестве важного элемента вот этой "дорожной карты", которая, конечно же, должна разрабатываться синхронно и согласованно, то с грузинской стороны это очень важное заявление, которое создаст предпосылки для постепенной разблокировки других конфликтных вопросов. Частично этот процесс шёл даже при Саакашвили. Я сейчас нахожусь в аэропорту "Домодедово" и вижу, что самолёты из Тбилиси принимаются и так же в Тбилиси отправляются, есть подвижки в экономической сфере, но сфера безопасности очень важна, особенно с учётом тех процессов, которые происходят на Северном Кавказе. Если Грузия и новая грузинская власть выберут правильную логику - логику установления добрососедства с РФ - я думаю, что и другие вопросы могут быть сдвинуты с мёртвой точки. Может начаться решение грузино-абхазского и грузино-осетинского узла, то есть, установление конструктивного диалога Тбилиси не только с Москвой, но и непосредственно с властями Сухуми и Цхинвала, с разрешения и разблокирования именно технических вопросов, связанных со взаимными посещениями, с работой транспортных инфраструктур. Такие заявления у Иванишвили до выборов тоже были. Я думаю, всё вместе это создаёт позитивный фон для создания двустороннего диалога по широкому кругу проблем".
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 05.10.12 ЦИК Грузии подвёл итоги выборов: оппозиция набрала 54,85% голосов
- 03.10.12 Россия надеется, что Грузия приступит к нормализации отношений после выборов
- 03.10.12 В результате выборов Грузия существенно укрепила свой либеральный, прозападный курс: мнение
- 03.10.12 Какие выводы можно сделать из предварительных результатов парламентских выборов в Грузии: мнения
Александр Крылов, доктор исторических наук, президент Научного Общества Кавказоведов:
То, что заявляет Иванишвили - это намерение сохранить прежние цели грузинской политики: вступление в НАТО, вступление в Евросоюз, хотя последнее сейчас кажется уже совсем далёкой от реальности целью, потому что Евросоюз не в том состоянии, чтобы тянуть ещё и Грузию. Сохранение Евроатлантического курса было главной причиной того, что интересы России совершенно не учитывались грузинским руководством, что и привело к конфликтам. Если будет сохраняться стратегическая цель, и не будут учитываться интересы России, но при этом будут высказываться надежды относительно развития экономических, культурных связей, то вряд ли на это стоит рассчитывать. Ведь если к власти приходит оппозиция, которая заявляет, что для неё политика Саакашвили была совершенно непремлемой, то Россия вправе ожидать, что критической оценке будет подвержена прежняя политика грузинского руководства, и это создаст возможность для нормализации российско-грузинских отношений. А если будет сохраняться прежняя политика, но от России будут ждать уступок только из-за того, что сменится лидер Грузии, то вряд ли этим надеждам суждено сбыться.
Алексей Власов, гендиректор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства, замдекана исторического факультета МГУ:
"Перспективы во многом зависят от того, по какому дальнейшему сценарию двустороннего диалога остановится Иванишвили и его соратники из коалиции "Грузинская мечта". Точки зрения в коалиции могут быть самые различные, и Иванишвили придётся выбирать какой-то компромиссный вариант, который устроит тех, кто, по крайней мере, был активным участником и спонсором его избирательной кампании. Сам лидер "Грузинской мечты" крайне осторожен в оценках, и, в основном, говорит о том, что необходима нормализация отношений с Россией, но это будет очень долгий и сложный процесс. Я думаю, что к выполнению и созданию "дорожной карты" прямо сейчас, скорее всего, ни Иванишвили, ни его соратники не готовы. Первым пукнтом, я думаю, станет постепенное изменение риторики, уменьшение взаимных выпадов и оскорблений, и постепенный отказ от действий и заявлений, явно раздражающих Кремль - что, конечно, при Саакашвили не вносило позитива в двусторонние отношения. Параллельно возможно налаживание отношений между представителями гражданского общества России и Грузии - допустим, в сфере гуманитарных и социокультурных проектов. Только после этого должно пройти какое-то время, чтобы диалог перешёл на какой-то более высокий уровень.
Комментарии читателей (0):