Накануне вечером Ислам Каримов отбыл с визитом в Ашхабад, где 2 октября проведёт переговоры со своим коллегой Гурбангулы Бердымухаммедовым, сообщают местные СМИ. Как полагают эксперты NBCentralAsia («Новостная сводка Центральной Азии»), главной темой переговоров станет использование водных ресурсов в регионе.
В качестве аргумента они приводят географию последних поездок и содержание высказываний узбекского лидера: в начале сентября он посетил Казахстан, где заявил о том, что водные проблемы могут стать причиной военных конфликтов в Центральной Азии. Нурсултан Назарбаев в завуалированной форме дал понять, что разделяет озабоченность коллеги этим вопросом. Теперь Ислам Каримов отправился в Туркмению, судя по слабому документальному наполнению визита, основное его содержание на бумаге зафиксировано не будет.
Дело в том, что Узбекистан, Казахстан и Туркмения являются низинными и вододефицитными странами, основные гидроресурсы сосредоточены в горах Киргизии и Таджикистана. На почве использования воды регулярно возникают конфликты: в летний период низинные страны недополучают влаги, т.к. в верховьях рек расположены ГЭС, которые в этот период вырабатывают меньше электричества и соответственно сливают меньше воды. Зимой же, наоборот, потребности в электроэнергии возрастают, и соседи по техническим (и не только) причинам начинают заливать поля ненужной влагой. В этом контексте Узбекистан выражает озабоченность в связи с проектами строительства крупных ГЭС в Киргизии и Таджикистане с участием российских специалистов.
Если президенты нейтральной Туркмении и в целом пророссийского Казахстана не вступают в открытое противостояние ни с соседями, ни с Москвой, то Ислам Каримов неустанно ведёт работу по поиску союзников против строительства вышеупомянутых объектов, опасаясь, что ещё больший контроль водосброса в верховьях Амударьи и Сырдарьи увеличит возможности Киргизии и Таджикистана оказывать давление на Узбекистан.
«Опасения Каримова нашли поддержку у официальной Астаны, и тогда Назарбаев заявил, что Казахстан, Узбекистан и Туркменистан ощущают нехватку воды, — считает Курбан Ювшанов, аналитик из Ташкента. — Теперь Каримов, вероятно, будет говорить о водных войнах Бердымухаммедову».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Хотя лидеры Туркменистана и Казахстана и раньше поддерживали официальный Ташкент в этом вопросе, высказывались за проведение международной экспертизы проектов по строительству Камбар-Атинской (в Киргизии) и Рогунской ГЭС (в Таджикистане), узбекский лидер не упускает возможности поговорить на эту тему.
«По сути, Каримов призывает Ашхабад и Астану к радикальным мерам против водоносных стран-соседей и будет продолжать ставить им препятствия», — заключает Ювшанов.
Оппоненты Каримова тоже не сидят, сложа руки. 20 сентября в ходе визита в Киргизию президента России Владимира Путина были подписаны двусторонние соглашения о строительстве ГЭС «Камба-Ата-1» и Верхне-Нарынского каскада. При этом российский лидер призвал все заинтересованные стороны принять участие в реализации проектов, чтобы снять опасения относительно их безопасности.
Заочный «обмен любезностями» между Ташкентом и Душанбе продолжился в Нью-Йорке, где проходит 67-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. 29 сентября министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи, выступая на общих прениях, заявил, что «согласно международным документам, Таджикистан имеет полное право использовать свои природные ресурсы, в том числе гидроэнергетические, в интересах и во благо своего народа». При этом Зарифи намекнул, что его страна готова учитывать интересы соседей, но от строительства Рогунской ГЭС не откажется.
В ситуации, когда стороны настроены решительно и позиции их непримиримы, для разрешения конфликта нужен deus ex machina («бог из машины»). Как полагает эксперт ИА REX Андрей Грозин, эту роль могла бы взять на себя Россия. По его мнению, подписывая соглашения с Киргизией, наша страна «объявляет о том, что она приступает к формированию нового водно-энергетического баланса в Центральной Азии».
«Согласовать интересы всех пяти центральноазиатских государств и России очень сложно, но исходя из соглашений [с Киргизией], это возможно, — полагает эксперт. — Россия считает это возможным и имеет сейчас возможность получить очень серьёзные рычаги влияния на весь центральноазиатский регион».
Ожидается, что очередной шаг в этом направлении будет сделан во время визита Владимира Путина в Душанбе 5 октября. Таджикская сторона надеется, что в ходе переговоров будет решена судьба проекта строительства Рогунской ГЭС, который разработан еще в советские времена, но до сих пор не реализован.
Комментарии читателей (0):