Pussy Riot и беспорядки в защиту ислама на Ближнем Востоке: чего ждать от конфессиональных войн

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов провёл сравнительный анализ двух показательных ситуаций последних месяцев.
13 сентября 2012  20:37 Отправить по email
Печать

12 сентября в Бенгази, столице Ливии, в ходе массовых антиамериканских демонстраций у консульства США, был убит посол США в Ливии Крис Стивенс. Неизвестная группа исламистов обстреляла консульство из гранатомётов и подожгла его. Исламисты таким образом отомстили за выход антиисламского фильма «Невинность мусульман», в котором, по мнению радикалов, пророк Мухаммед представлен в оскорбительном свете. Также несколько тысяч демонстрантов собрались у посольств США в Египте и в Ливии. За месяц до этого в России завершился скандальный процесс над участницами группы Pussy Riot, которые совершили т.н. «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя. Участницам группы присудили по 2 года колонии общего режима. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов в интервью ИА REX прокомментировал события и провёл сравнительный анализ двух ситуаций, так или иначе связанных с верой и религией.

У нас раскрутили ситуацию с Pussy Riot. Можно придерживаться разных позиций, и, да, конечно, это очень плохо. Но, с моей точки зрения, наказание слишком избыточное. Но обратите внимание на то, как всё происходило в блогосфере, и, в том числе, в западной блогосфере. Я обратил внимание на какие-то очень интересные вещи: в западной блогосфере эта тема звучала выше крыши, а вот та же сирийская тема и критика России по сирийскому вопросу ушла на второй план, а на первый план вышла тема Pussy Riot. Надо сказать, что достойно и с чисто английским юмором повела себя анлийская Королева, которая сказала: «Это не та Pussy Riot, о которой ты думаешь». Но любопытно другое: когда произошли события на Ближнем Востоке несколько дней назад, такого накала страстей не происходило, а если и происходило, то только с осуждения радикализма. Никто не задумывался над тем, почему так произошло.

В принципе, это безобразие: нельзя играть на чувствах людей, которые многое потеряли, потеряли своих родственников, имущество и вообще жизнь. Это с одной стороны. С другой стороны, я считаю, что позиция наших официальных СМИ была очень взвешенной и хорошей, и такой позиции я даже не ожидал. На уровне государственного телевидения мы чётко дали понять, что это нехорошо, и не стали издеваться — за исключением некоторых программ, которые особо заточены на то, чтобы поиздеваться над американцами. Это правильно, если мы хотим сотрудничать в сфере борьбы с терроризмом — неважно, какую он имеет окраску, исламскую или неисламскую. С другой стороны, смотрите, какая разная реакция: у нас проблема Pussy Riot ушла в какой-то политический контекст. Я не видел и не слышал, чтобы кто-то из верующих людей с хоругвиями вышел на улицы и просто осудил. Я не говорю, что стали бросать камнями, что-то поджигать, штурмовать посольства или фан-клубы — не дай Бог. Ни в Москве, ни в Петербурге я не слышал о таком. Здесь можно увидеть разную степень веры. Я не хочу сказать, что то, что произошло на Ближнем Востоке — это хорошо и это образец степени веры. Вера — это одно, а метод проявления был выбран радикальный в силу обстоятельств, которые там сложились. Поэтому это ставит серьёзный вопрос, в том числе и у нас.

Я поддерживаю стремление церкви восстановить свой статус, который за долгие годы советской власти был подорван, и особенно в 90-е годы, когда пошла мода освящать машины, и прочее. Но мы новички в этом деле, но ситуация на Ближнем Востоке — пример того, к чему это может привести, если не вводить эту сферу в какие-то цивилизованные рамки, и если это сопровождается такой ситуацией, которая сложилась там, особенно когда в сферу религии вторгается сфера политики. Это очень опасно, и это привело к опасным явлениям. Религия — это религия, вера — это вера, а политика — это политика. Играть с этим никак нельзя, потому что если религия вмешивается в политику — это тоже плохо: начинается мешанина. Когда политика вмешивается в религию — это тоже плохо. Нужна идеология, потому что не надо путать религию, идеологию и политику — это разные вещи. А когда всё это мешается в одну кучу, да ещё в условиях отсутствия ясной и понятной идеологии, это приводит к такого рода последствиям.

В странах Ближнего Востока есть определённый идеологический вакуум, который может быть заполнен идеями не полностью светского содержания, потому что это нереально, когда большинство населения этих стран — мусульмане, а того, что они хотят воплотить в виде гражданственности, то есть, восстановить или построить институты гражданственности, когда любой человек, независимо от его религиозной или этнической принадлежности, пользовался бы равными правами, наряду с другими. При этом его права, как представителя религиозного или этнического меньшинства защищались бы законом и государством. Вот о такой модели говорит сейчас арабское интеллектуальное сообщество и желает внедрить её — на основе исламского базиса, без того, чтобы всех одевать в чёрное и заставлять молиться, да и то — просто лишь с учётом того, что всё население — мусульмане по определению и по рождению. И вот сейчас в условиях этого идеологического вакуума идёт заполнение, и с этой точки зрения это определённый урок и для нас.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (5):

Владимир
Карма: 15
15.09.2012 22:17, #3822
Блин!
Ну, как тут не вспомнить "Дом, который построил Свифт" ::: "У нас радость!"
Только там (в фильме) радовались тому, что "доктор тронулся", а я радуюсь, что у нас новый эксперт! Уже вторую статью читаю. И не нарадуюсь! Не нарадуюсь новаторскому подходу новичка. Там у него "лица коптской национальности", а тут "вера - не религия", "религия - не идеология" и "идеологический вакуум" на всем Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке.
Я уже вижу этот вакуум!
Если бы я мог предположить, что автор что-нибудь понимает в физике, то спросил бы по каким параметрам можно сравнивать (ровнять) мусульманский идеологический монолит с вакуумом. Но не буду, не буду.
Ограничусь, только своим, может быть неверным, впечатлением - мне сдается, что в своих идеологических воззрениях мусульмане много монолитнее, чем самые монолитные из христиан - католики.
Вызывают настороженность и сами формулировки:
(1) позиция наших официальных СМИ была очень взвешенной и ХОРОШЕЙ,
(2) Я не хочу сказать, что то, что произошло на Ближнем Востоке — это ХОРОШО.
Это что? Старшая группа детского сада - вот тут Вовочка ты хорошо сделал, а тут нехорошо?
Владимир
Карма: 15
15.09.2012 22:42, #3823
Но за одну подсказку (может быть) автору огромное спасибо - упоминание о пуськах.
Объяснюсь.
Помнится мне, что в разгар страстей по пуськам, вдруг прогремел один шоковый коммент от какого-то мусульманского иерарха, учителя, наставника или как это у них там называется. Этот наставник (буду так называть) заявил (в ответ на риторические вопросы возмущенных), что если бы выступление, подобное пуськиному, произошло в мечети, то все правоверные повели бы себя, как учил пророк. Помните - цитировалась притча о мужике, который мочился в мечети. Пророк тогда заявил ученикам, что карать за это не надо, а надо провести (в сегодняшних выражениях) разъяснительную работу и глупец поумнеет, не будет больше так поступать, но, главное уверует.
Меня с моей предельно жесткой позицией по пуськам мой собственный сын именно этим аргументом аргументировал. Хотя полагаю - мальчик троллил, потому, что поверить в такое невозможно. Но вопрос тогда завис.
Однако, как видим, завис этот вопрос не надолго: мужики в мечетях не мочились, пуськи - не танцевали и даже авторы скандального "кино-шедевра" демонстрировались в Сети, а не в мечети или медресе. А результат, опять же как видим, был вовсе не такой, как в той притче !!! Результат был прогнозируемо и предельно жестким, а цитировавший притчу оказался пустобрехом.
Спасибо нашему автору - Ахмедову, - что напомнил и дал вернуться к "зависшему" вопросу.
Владимир
Карма: 15
15.09.2012 23:01, #3824
Я (вслед за Ахмедовым) не говорю, что "данная реакция - это хорошо". Но я беру на себя смелость утверждать, что эта реакция была ЕСТЕСТВЕННОЙ. И другой быть НЕ МОГЛО !
В том-то и сила наших западных "друзей" - они всегда бьют в самое болезненное место. Бьют не для удовольствия (хотя и не без этого), а для того, чтобы использовать последующую реакцию для обоснования и оправдания своих последующих "шагов". Это не просто планирование (планирование, которое давно отсутствует в политике нашей страны) - это пример хорошего и эффективного планирования !!!
И что мы видим?
А у же сегодня мы видим, что
(1)
по мнению амерского правительства амерское правительство НЕ МОЖЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА действия отдельных граждан благословенной Америки;
(2)
в связи с законной свободой граждан США амерское правительство НЕ ИМЕЕТ ОСНОВАНИЙ для преследований за свободное творческое самовыражение (это уже в наш огород камень - видите, какая удобная позиция);
(3)
ВОЙСКА США уже ВЫДВИГАЮТСЯ (конечно, для защиты!) в точки, которые ОПРЕДЕЛЯЕТ, нет НЕ ООН, а ПРАВИТЕЛЬ США (главный в мире демократ из светлого города на холме);
(4)
виновные в смерти амерских героев БУДУТ НАКАЗАНЫ
Владимир
Карма: 15
15.09.2012 23:22, #3825
Не удивлюсь, если "виновные" уже известны - это, ведь, всего лишь те, кому этот приказ был отдан. Но, вот, их ли накажут - не знаю. Даже сомневаюсь. Но это - к слову. А вот, к господам экспертам (Ахмедова трогать не будем - пусть занимается этим своим сотрудничеством с амерами в борьбе с ...) у меня есть вопросы:
- почему не видать в правительстве РФ такого качественного планирования?
- где наши эксперты?
- кто там экспертами работает? какие шмаравозы?
Владимир
Карма: 15
15.09.2012 23:59, #3826
И последний вопрос. Признаюсь, с темой не связанный.
Помните, я сам использовал идиому "из светлого города на холме" ? Но не я, ведь, придумал ЭТО. ЭТО буквально перекочевало из англо-саксонской мифологии и домашних сказок в политику при блаженной памяти товарище Рэйгане. Перекочевало и стало притчей во языцех.
Но объясните мне одну малость: разве города строились на холмах?
Конечно, холмы могли войти в состав города, но строились на холмах ЗАМКИ и прочие фортификации. Чтобы в военном (и грабительском) плане контролировать местность. А города - средоточие ремесла и торговли, торговли и ремесла, - строились в долине! Смешно, ведь, драться (в смысле лезть) торговать в горы. Смешно...
Не находите ли Вы, уважаемые читатели, что сам этот пример англосаксонского образного мышления иллюстрирует, что даже на подсознательном уровне ребята лицемерят. Их идеология (многовековая!) построена на этом самообмане. Разбойникам, гнездившимся в замках, нужно было самооправдание - они имеют право на разбой (слышите? - ПРАВО НА РАЗБОЙ), т.к. они "из светлого города на холме".
Как думаете?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть