Заместитель госсекретаря США Роберт Блейк срочно поменял Казахстан на Узбекистан

Заместитель госсекретаря США Роберт Блейк срочно изменил график поездок и отправился в Ташкент, вместо Алма-Аты. Оказывается, Узбекистан как бы принял новую концепцию внешнеполитической деятельности, которая запрещает размещать иностранные базы на территории республики, и теперь нужно срочно спасать ситуацию.
15 августа 2012  18:39 Отправить по email
Печать

Заместитель государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт О. Блейк 14 августа должен был посетить Алма-Ату. Однако, как сообщает казахстанская общественно-политическая газета «Литер», его поездка в Казахстан была отменена: представители Блейка сообщили, что американский дипломат поменял расписание и вместо посещения Алма-Аты сразу отправился в Ташкент, где на неделе планирует принять участие в переговорах. С чем может быть связано такое внимание Америки к Узбекистану в ущерб Казахстану, объяснил политолог Досым Сатбаев.

«В сравнении с Узбекистаном Казахстан в афганский вопрос вовлечён менее ощутимо, причём намного, - считает эксперт. - Посему Ташкент, в отличие от Астаны, играет важнейшую роль в урегулировании афганского конфликта. Помимо всего прочего, нельзя забывать и об этническом факторе: на территории Афганистана проживают многочисленные узбекские диаспоры, чьи лидеры являются ключевыми фигурами во внутренней политике Афганистана и могут на неё влиять. Ташкент многократно выступал с предложениями по контролю и укреплению безопасности в регионе. Всё это ведёт к тому, что для США из стран Центральной Азии именно Узбекистан является основным направлением, правда, касается это, по большому счёту, военно-политической стратегии».

Но почему же планы одного из первых лиц США были изменены так внезапно? Ответ следует искать в принятом недавно узбекским парламентом законе «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан». Его суть сводится к четырём основным тезисам:

1. Республика Узбекистан оставляет за собой право заключать различные союзы, входить в отдельные содружества, а при необходимости и выходить из них.

2. Республика Узбекистан оставляет за собой право входить в отдельные межгосударственные образования, а при трансформации последних в военно-политические блоки и выходить из них.

3. Республика Узбекистан не допускает размещения на своей территории иностранных баз и объектов.

4. Республика Узбекистан и её Вооружённые Силы не принимают участия в миротворческих операциях за рубежом.

Комментируя содержание «Концепции», российский политолог Дмитрий Киселев обратил особое внимание на пункт 3, запрещающий размещение иностранных военных баз на территории Узбекистана. «Для американцев и натовцев такой отказ означает провал их центральноазиатской политики, - уверен эксперт. - Ведь они в последнее время активно обрабатывали узбекское руководство, напрочь забыв о недавних обвинениях в его адрес относительно нарушений прав человека, преследования оппозиции, использования пыток для получения признаний».

Тем временем, обозреватель международного информационного агентства «Фергана» Ядгор Норбутаев полагает, что документ выглядит «несерьёзно, если не сказать – глуповато». Например, «для чего необходимо ещё раз подчёркивать тот факт, что Вооружённые Силы республики не должны принимать участия в миротворческих операциях за рубежом, если данное положение уже основательно закреплено в Законе «Об обороне», отмечает журналист.

Ещё более странной с его точки зрения выглядит процедура принятия закона в Олий Маджлисе: согласно сообщениям официальных узбекских СМИ, он был одобрен нижней палатой 5 августа в течение часа сразу в трёх чтениях, затем верхняя палата отложила его утверждение до конца месяца. При этом депутаты обеих палат находятся на каникулах до начала сентября.

Такую небрежность и спешку при работе над важным документом Ядгор Норбутаев объясняет желанием Ислама Каримова поторговаться со всеми заинтересованными сторонами относительно возможности создания на территории Узбекистана американской военной базы в процессе вывода войск из Афганистана. Выход из ОДКБ развязывает Ташкенту руки в этом вопросе, но узбекское руководство само запрещает себе создание базы путём принятия «Концепции». «Как это следует понимать? Да очень просто: мы тоже научились играть словами! Россия, к примеру, всегда заявляла о том, что никогда не допустит существования военных объектов НАТО на своей территории. А что сегодня происходит в Ульяновске? Это, господа кремлёвские, вы утверждаете, что никакой не объект, и даже не база? Простой мирный логистический центр? Хаб невинный? Вот и узбеки, стало быть, тоже, когда натовцы будут покидать Афганистан, расстараются и для американского перевалочного пункта на своей территории какое-нибудь особо мудрёное название придумают. То, что такая перевалочная база НАТО, несомненно, появится на территории Узбекистана в ближайшее время, - и к гадалке не ходи», - считает эксперт.

Сейчас, когда закон «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан» принят лишь наполовину, самое время расставить все точки над i в вопросе иностранных военных баз, что, видимо, и заставило заместителя госсекретаря США спешно изменить планы и отправиться к Исламу Каримову, рискуя обидеть Нурсултана Назарбаева.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть