В связи с терактом в Бургасе (Болгария) звучат обвинения в адрес Ирана, так как среди пострадавших оказались израильские граждане. Однако политолог Михаил Нейжмаков считает, что Иран «подставили», Тегеран сегодня наименее заинтересован в том, чтобы привлекать к себе внимание и на деле «задирать» Тель-Авив.
Так кто же организовал теракт и почему в Болгарии. Своим мнением поделились эксперты ИА REX.
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:
Болгарию тряхнули терактом, видимо, потому, что эта республика «наелась» европейских ценностей и периодически пытается демонстрировать самостоятельность: то выступает за продолжение строительства атомной станции (которую там собирался ставить ещё СССР), то желает вновь изучать русский язык. Безобидная, небогатая, маленькая страна, которая ничего и никому предъявить не может, — тем более своим новым начальникам.
Обвинения в адрес Ирана звучат так же убедительно, как если бы они прозвучали в адрес Венесуэлы, Белоруссии, Армении, Северной Кореи или, к примеру, Новой Зеландии. При этом, как сообщается, у непосредственного исполнителя теракта (который был не в чалме и не в чадре), при себе имелись документы, выданные в США. Так почему же те страны, которые голосуют в ООН против западных резолюций по Ирану, сходу не выдвинули версию об «американском следе»? Если они боятся это сделать, если им нужны какие-то дополнительные «доказательства» (которые, как мы видим, не нужны больше никому на свете), тогда надо спокойно есть то, что дают, и не дёргаться в зале ООН, когда последует удар по Ирану.
Ясно, что Иран ни в коем случае не станет никого взрывать в текущей ситуации, так как этот эксперимент может стать для него последним. Однако тот же Иран мог бы изменить свою риторику по отношению к Израилю, официально заявив, что сожалеет о том, что Израиль всё сильнее подставляют под удар и что после падения арабского мира Тель-Авив будет точно так же стёрт с лица земли единственной оставшейся за земле силой как полностью выполнивший свою историческую миссию на Ближнем Востоке. Что Израилю именно сегодня выгодно найти реальных заказчиков теракта.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 26.07.12 Почему торопится Беньямин Нетаньяху: Михаил Ошеров о ситуации в Израиле
- 22.07.12 Ответственность за теракт в Болгарии взяли на себя исламисты
- 20.07.12 Террористический акт в Бургасе и его возможные последствия: взгляд из Израиля
- 19.07.12 Иран подставили: куда ведут нити теракта в Болгарии - Михаил Нейжмаков
Странно, что молчит и сама Болгария, территория которой стала местом для выяснения отношений больших стран в рамках большой политики. София могла бы использовать этот тяжёлый прецедент для усиления своего веса внутри ЕС, а не покорно молчать и наблюдать за происходящим, выдвинув собственную версию событий, которая может не совпадать с уже широко озвученной.
Лев Вершинин, политолог:
Как выяснили болгары, смертник — некто Мехди Хезали. Ни разу не шиит. То есть, «Хизболла» и иранские аятоллы не при делах. Алжирец по отцу, финн по маме, гражданин Швеции. В ранней юности увлекся радикальным исламом, учился в «особом медресе» салафитов на Маленьком Острове, в Лондоне, затем, уже слегка с образованием, поехал доучиваться в Саудовскую Аравию. Потом в Пакистан. Потом, в 2000 году зачем-то в Афганистан, к талибам. И наконец, в 2002 году — в Гуантанамо, где и провёл два года. Пока, по слёзной просьбе мамы и под поручительство шведского премьера Йорана Перссона, не был выпущен, как «не представляющий опасности».
Ну-ка, дорогие читатели, сколько будет дважды два? Более чем вероятно, что вскоре валом пойдут опровержения. От болгар вплоть до Младенова и Борисова, от шведов, включая гере Перссона, от ведомства г-жи Клинтон и примкнувшего к ним Лэнгли, от чёрта, его бабушки и кого угодно ещё. Эта компания, если скопом, конечно, способна загнать вылившийся клей обратно в тюбик. Но лично я верить им не собираюсь.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Тегеран, возможно, и заинтересован в прениях с Израилем, но Тегеран не заинтересован быть замаранным нападением на мирных семитов, это его унижает и как персов, и как государство. Ведь если государство может спорить с Израилем, но не может контролировать террористов — это парадоксально, а любое сомнение в мощи государства на Востоке тотчас трактуется как возможность сменить власть.
Эксперты ИА REX давно обсуждали терроризм, и в частности сделали вывод, что методы террористов ныне популярны и в бизнесе. Взрывники по бизнес-конфликтам не стесняются случайных жертв. Возьмём, к примеру, знаменитого на Украине Ущаповского. Взрывал «оптом». Как-то даже своих подельников взорвал, и не совсем понятно, случайно или специально. Отбыл срок. Ушёл в политику и педагогику. Не удивлюсь, если в автобусе ехал его чемоданчик, который не должен был взрываться, но взорвался. На Украине есть обвиняемый в подрыве урн доцент-политолог. Самоподрыв нелегала на стадионе. В общем — незапланированные взрывы. В коррупционных странах, в числе которых страны, унаследованные от «Оттоманской Порты», будь то Болгария или Украина, не принято оглядываться на жертвы, суд признает невиновным и поиски будут продолжаться дальше.
Бывают и совсем сумасшедшие ситуации, когда «русские патриоты» готовы обстреливать русских же офицеров, как «Красный Блицкриг». Поэтому логика события в Болгарии может быть далёкой и от Болгарии, и от Ирана, и от евреев. Вполне может быть какая-то секта или члены какого-то кружка, которым просто захотелось развлечений и самовосхвалений, вот они и рванули, посмотреть, как люди корчатся. И кто именно это всё сделал — смогут найти лишь следственные органы по малозаметным обществу факторам, а именно — составу взрывчатки, её производителю и цепочке её добычи.
Сандра Новикова, журналист и блогер: Кто организовал? Ну, сейчас в мире существует только одна страна-террорист, точнее, цивилизация-террорист — Запад. Так что организаторов надо искать среди тех, кто прямо заявляет и пишет в своих твитерах, что террориста, устроившего теракт в Сирии, надо назвать мучеником; кому как кость в горле вето, накладываемые Россией и Китаем на ООНовские резолюции по Сирии; кто готовится после Сирии и Ирана начать войну с Россией и потому уже сейчас организовывает теракты в Казани, организовывает для того, чтобы расшатать ситуацию в России и покарать её за несговорчивость в сирийском вопросе.
Вообще слухи о склонности мусульман к терроризму сильно преувеличены, наблюдения показывают, что из мусульман получаются хорошие исполнители, но устраивают они теракты практически всегда только тогда, когда организатором выступает Запад. Обратите внимание: Ливию распинали более полугода. Устроил ли хоть один теракт в Европе «кровавый диктатор Каддафи»? Уже около полугода они распинают и Сирию. Совершил ли «кровавый асадовский режим» теракт? Нет, наоборот — террористы, причём отлично подготовленные (явно тут приложили руку западные специалисты и инструкторы), действуют в Сирии и убивают сирийских министров и близких людей президента Башара Асада.
Так что, повторяю, цивилизация-террорист у нас сейчас одна — Запад. Вот они и виновны.
А почему в Болгарии? Потому что Болгария это, во-первых, Европа (в овременном мире надо оперировать категориями не отдельных стран, тем более таких мелких лимитрофов как Болгария, а категориями цивилизаций и блоков), а во-вторых, Балканы, то есть самый взрывоопасный регион Европы. Быть может, были и ещё другие, более мелкие причины: например, Болгария когда-то была другом и союзником России; Болгария — туристическая страна, и курортный сезон сейчас в разгаре, и т.д.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
По поводу теракта в Бургасе, то там версии постоянно меняются. Глава правительства Израиля сначала обвинил Иран, на следующий день сменил пластинку и обвинил Хизбаллу. Он-то не может не знать, что это не одно и то же.
Болгарские источники тоже меняют версию, они уже больше не подозревают Махди Гезали в совершении теракта. Шведы (чей паспорт Гезали имел) тоже отрицают, что это он. Непонятно и про американский паспорт. Да, и у Гезали в основном суннитские связи. Он посетил не только Иран, но и Пакистан, и Саудовскую Аравию (не говоря уже о США).
Что касается иранских мотивов, то всё, что связано с Ираном настолько многослойное и многопланово всегда, и дьявол больше, чем обычно прячется в деталях. Когда рассуждаешь об Иране, то, наверное, можно знать лишь то, что там обязательно будут разные, противоречивые интересы. Кто-то «боится привлекать к себе внимание», зато другие надеются оживить войной угасший революционный дух, вспоминают о славных (для них) днях ирано-иракской войны. Там есть молодое поколение лидеров, которое дышит в затылок поколению Исламской революции, есть сильная оппозиция, которая лишь недавно заполняла улицы городов. Так, что заявление «Тегеран наименее заинтересован» — несколько односторонне.
Так или иначе, но теракт уже произошёл, и главный вопрос теперь что может быть дальше. Сегодня начался Рамадан, так, что атака на мусульманскую страну в Рамадан может вызвать неожиданно сильный откат во всём мире. Возможно, Израиль предпримет какую-то карательную акцию в Ливане. Нынешний премьер, хоть и отличается боевой риторикой, за всю свою карьеру не проявил большого аппетита к широкомасштабным военным действиям. Скорей пошлёт группу профессиональных убийц.
И ещё, столица Израиля — Иерусалим, и говорить «дразнить Тель-Авив» звучит как-то маргинально, если президент РФ только недавно посетил город с официальным визитом.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Могла быть несостыковка в работе иранских спецслужб. Приказ о проведении показательного теракта был отдан в иной политической ситуации, когда санкции против Ирана не носили экстремального характера, а в Сирии было всё спокойно. А отменить забыли, или не захотели по соображениям ложно понимаемой чести мундира. В Кении, Таиланде, Грузии и Азербайджане сорвалось, получилось в Болгарии.
Кирилл Мямлин, публицист:
Выгоднее всего расшевелить западного обывателя, создав из Ирана образ врага, и натравить на него войска НАТО — как раз Тель-Авиву. А уж кто конкретно исполнял роль подрывника в Бургасе — «не так важно». Ведь террорист — идеальный образ для социального апартеида, пария, вынесенный за скобки социальных нормативов. Но в основном их (террористов) используют «втёмную». Зачастую они сами не подозревают, чьи интересы они, в конце концов, отстаивают, но сам теракт должен обязательно стать широко известным, иначе он потеряет силу отвратительной привлекательности для общества «телемассы».
Комментарии читателей (0):