Ситуация в Иране имеет три основных временных точки, и перспективы у этих точек не особо радужные. Об этом заявил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин 3 июля в Москве в ходе видеомоста Москва — Ереван на тему «Новые ближневосточные реалии. Вызовы для Москвы и Еревана», сообщает корреспондент ИА REX.
«Ближний Восток кипит уже полтора года, но революция в Магрибе — это внутреннее дело страны. Большее влияние на мировую безопасность оказывают Сирия и Иран, и здесь заложено решение проблем всего ближневосточного региона. Ядерные проблемы Ирана и ситуация в Сирии связаны между собой. Но в то же время, решения совершенно раздельны. Действительно, почему Иран держится за Сирию? У Ирана почти нет союзников. Но, во всяком случае, Башар Асад — это единственный официальный союзник Тегерана. Но он не представляет всей Сирии, и Иран делает всё возможное, чтобы продлить его существование. В то же время, Иран сам находится в сложном положении. Я всё время думаю, насколько хватит экономических сил Ирану, чтобы сохранить власть в Сирии? Но наступают времена, когда всем нужно решать иранскую ядерную проблему. Первая точка — ноябрь 2012 года и выборы в США, вторая — январь 2013 года и вступление нового президента США на пост, и третья — июнь 2013 года и выборы президента Ирана. Перспективы не особо радужные», — считает Сажин.
Он полагает, что нынешняя ситуация с Ираном выгодна всем крупнейшим геополитическим игрокам: «В этом году прошли уже три встречи, три тура переговоров по формату „Иран-Шестёрка“, и параллельно шли переговоры Ирана с МАГАТЭ, но результатов пока нет. Я не ожидаю прорывов, потому что в позициях „Шестёрки“ и Ирана много расхождений, и Иран вряд ли пойдёт на компромиссы. Мне кажется, сейчас всем игрокам на иранском поле эта ситуация выгодна. Бараку Обаме, который борется в предвыборной кампании, не выгодно ни одно решение, принятое на „Шестёрке“, но ему также невыгодно прекращение переговоров. Таким продлением переговорного процесса в Европе вполне заинтересованы. Китай, который всегда мыслит столетними категориями, вообще безразличен к проблеме Ирана. Главное для Китая — чтобы в Иране и вокруг него не начались боевые действия, и чтобы не прекращались поставки топлива в случае военных действий. России такое положение процесса выгодно — то есть, не результат, а сам процесс. Мне кажется, „Шестёрке“ будет надоедать положение позиций Ирана, и тогда вполне возможно, что США будут готовиться к силовому решению иранской ядерной проблемы, к которому подстёгивают Израиль, Саудовская Аравия, и другие страны. Момент от января до июня 2013 года может стать горячим для Ирана. Сейчас, если говорить совершенно откровенно, Иран не может пойти на серьёзные компромиссы в позиции по ядерной проблеме, потому что внутри иранской элиты идёт борьба, которая будет продолжаться до президентских выборов в июне 2013 года».
По имеющейся у эксперта информации, сразу после начала эмбарго Иран начал мощные военно-авиационные учения «Великий пророк — 7»: «После официального вступления эмбарго в действие иранцы предприняли несколько серьёзных шагов: со 2 июля начались мощные авиационно-ракетные учения под кодовым названием „Великий пророк-7“, которые продлятся 3 дня. Там будут испытывать все ракетные системы Ирана. Иранцами якобы подготовлены макеты американских баз, куда и будут запускаться ракеты в учениях. Иранский комитет по безопасности и международным отношениям подготовил законопроект о перекрытии Ормузского пролива, если эмбарго будет угрожать экономическим интересам Ирана. США и Британия заявили, что это фактически будет объявлением о начале войны. По моим подсчётам, Иран может потерять в год около 20 млрд долларов, а если добавить сюда большое сокращение закупок у потребителей в Азии, то эта цифра возрастёт. Конечно, для мощной экономики Ирана это не катастрофа, но большой удар. Реформы Махмуда Ахмадинежада сделали своё тёмное дело, и, хоть в будущем они могли бы стать положительными, сейчас они стали минусом. Есть санкции Совбеза ООН, санкции США, санкции Евросоюза, и последние санкции — это базовые. Население, конечно, недовольно. Говорить, что там будет революция — я не думаю, но неудовольствие на подсознательном уровне усиливается».
Как ранее сообщало ИА REX, Владимир Сажин также заявил о том, что существует возможность восстановления экономических отношений между Египтом и Ираном. «Насчёт установления отношений между Ираном и Египтом говорили давно. Были подвижки, потом всё сходило на нет, но говорить об их тесных взаимоотношениях сложно. Возможно, они восстановят экономические отношения. А союзнических отношений просто быть не может», — полагает он.
Комментарии читателей (1):
А разве санкции в отношении Ирана не есть объявление войны? Может показаться не в тему, но хочу напомнить, что именно мелкобритания и лягушатники развязали вторую мировую, напав на Германию.