В 2002 году Китай стал полноправным членом Всемирной торговой организации. Через 10 лет, в 2012 году, Россия попытается повторить опыт Китая по вступлению в ВТО. Какие риски ждут Россию внутри организации? С какими сложностями столкнулся Китай? Не повторит ли Россия ошибок Китая? На этот и многие другие вопросы попытался ответить советник правительства Китая Лоренс Брам 30 мая в Москве в ходе международной конференции «Что ждёт Россию в ВТО? Международный опыт», передаёт корреспондент ИА REX.
«Нам нужен новый, не вашингтонский консенсус. Бреттон-Вудсская система не достигла целей, и благосостояние не было достигнуто. Система единообразной глобализации, где правила едины для всех, не учитывает интересы каждой стороны, и в итоге отсутствует прагматичный подход. ВТО предполагает равный подход, но все страны не равны. Географические условия, условия сельскохозяйственных и природных ресурсов значительно отличаются. Нам нужна новая система которая будет решать проблемы. Несколько лет назад китайцы пригласили меня на Новый год. «Хенесси» китайцы пили так, как мы пьём чай. Генералы спросили меня: «Изменит ли ВТО Китай?», а я ответил: «Нет! Китай изменит ВТО!». С момента моего приезда сюда меня спрашивают: «Стоит ли России вступить в ВТО? Принесёт ли это нам такую же пользу, как и Китаю?», но Китай вступил в ВТО 10 лет назад, и ситуация была иной. Как Китай вступил в ВТО? Торговый представитель США в Китае никак не мог прийти к соглашению с командой. Переговоры прервались, и американцы рассердились и заявили, что они прекращают переговоры и уезжают обратно. Китайцы заявили: «Вы не можете уехать, вы должны быть завтра в Торговой палате в 8 утра». Премьер-министр Китая появился на встрече и заявил о создании пунктов, по которым не удалось договориться, и сказал: «Через полчаса мы заявим о вступлении в ВТО». Именно это произошло: было подписано соглашение, и начались переговоры. У премьер-министра была определённая цель, ради которой всё и делалось. Китай на то время прошёл через 10 лет реформ, и стране требовались новые механизмы для развития экономики, и Китай стремился привлечь деньги иностранных инвесторов. Есть китайская поговорка про тигра, который спускается с гор, но есть и поговорка: закрой дверь — и можешь бить собаку. Иностранные инвесторы хотели проникнуть на рынок Китая и укрепиться там. В конечном счёте они хотели поднять цены китайских акций и продавать их, и в итоге некоторых компаний типа «Кодак» в наше время уже не существует. Китай использовал ВТО и стремился достичь своих целей, и фактически он иногда позволяет себя менять правила ВТО. Китай не подчиняется правилам ВТО, и около половины всех споров в ВТО происходят из-за Китая. Поэтому спустя 20 лет после начала глобализации 40% населения планеты живут в нищете, 1/6 часть живёт в неприемлемых условиях, и 80% планеты живут в условиях, когда разрыв между высшим и низшим классами увеличивается. Беспорядки в международной экономике вызваны теми институтами, которые были созданы Бретонвудсской системой типа Всемирного торгового банка и ВТО. Сейчас в ВТО состоят более 130 стран, но только 20 из них могут составлять правила. Развивающиеся страны в ВТО могут дебатировать, но у них нет реальной силы устанавливать правила. Стабильность планеты должна определяться иными принципами, нежели было установлено в Вашингтоне. Поэтому нам нужен новый консенсус, и мы должны стремиться к политике прагматизма. Нам нужна смешанная экономика, чтобы мы могли выбирать варианты. Именно это и сделал Китай. В 2005 году переговоры на министерской конференции сорвались из-за протестов населения развивающихся стран, у которых нет права голоса. Они устроили митинги на улицах, и после срыва переговоров ВТО в 2005 году мы услышали термин «Большая двадцатка». «Большая двадцатка» защищает более широкие группы населения, чем ВТО. Нельзя применять ко всем единые правила. Стоит упомянуть страны БРИКС, их всего 5, но таких же стран, у которых другие нужды и которые требуют других соглашений, гораздо больше. Когда-то я был советником чилийского правительства в переговорах. Чили хотела, чтобы Китай закупал у них медь. Это было первое двусторонне соглашение между Китаем и Южной Америкой, поскольку до этого под давлением США Китай опасался вести подобные переговоры. Рынок Южной Америки оказался открыт для Китая. Это соглашение представляло в первую очередь интересы этих двух стран. Посол Чили в Китае сказал, что ситуация изменилась: в США есть только капиталисты и демократы, или социалисты и диктаторы, но Китаю всё равно — они используют прагматичный подход, и такая смешанная тематика очень выгодна для страны. Я спросил его: «Почему такой подход так важен?», и он ответил, что прагматичный подход к экономике без привлечения политики — то, чего не боится Китай.
Вступление Китая в ВТО не объясняется его успехом. Все инвестиции Китая были сделаны благодаря либеральной политике Китая в отношении инвестиций, а также успехи пришли потому, что правительство добровольно инвестировало в инфраструктуру. Первое: России не нужно вступать в ВТО, чтобы привлечь инвестиции. Для этого надо развивать системы управления. Когда Китай вступал в ВТО, он сделал вид, что «мы такие же, как вы, и будем подчиняться правилам», но он этого не сделал. Есть китайская поговорка: «Небо высоко, а император далеко». Представители иностранных компаний жалуются в посольство или министру, министр говорит о важности вопроса, но не решает его. Поэтому местная компания может украсть технологию производства, а правительство страны не сможет этому препятствовать. Технически из-за либерализации экономики местная экономика попадает в зависимость от налогов местных компаний, то есть экономика провинций не получает дотаций от страны. Например, центральное правительство сообщает правительству провинции о краже технологии, а те отвечают: «Мы знаем проблему, и мы над ней работаем». Поэтому правительство внешней торговли Китая сообщает делегатам других стран, что оно понимает проблемы, но в Китае сложная ситуация, не решаемая сразу.
Гражданское общество и бизнес не оказали влияния на правительство Китая касаемо вступления в ВТО, потому что там нет гражданского общества, а бизнес контролируется государством. Решение было принято в основном премьер-министром Китая, который убедил правительство подписать соглашение. Китаю нужна была рыночная экономика, чтобы он занял место в мире. Что я могу сказать? Времена изменились. Китай вступил в ВТО 10 лет назад, но их амбиции были сформулированы ещё в 1992 году, за 10 лет до вступления. Это значит, что ВТО не имеет большого влияния на будущее страны. У Китая не было другого выбора, кроме как экспериментировать. В то время когда Джеффри Сакс представлял концепцию шоковой терапии, я был в Лаосе, и председатель Центробанка спросил меня, не стоит ли применить эту терапию? Я ответил, что этого не стоит делать ни в коем случае. Китай переходит реку по камням, и если камень под ногой неустойчив, страна делает шаг назад, и вступление в ВТО было как раз таким шагом по пути к достижению определённых целей. Китай использовал вступление в ВТО в ряду с другими политическими мерами, создавшими запасы валюты. Тогда это было нормально, но сейчас ситуация изменилась. Для Китая вступление в ВТО было лишь одним из экспериментов".
Комментарии читателей (0):