Перспективы диверсионно-партизанской войны в Москве: эксперты

Эксперты ИА REX разбирались, возможна ли в Москве диверсионно-партизанская война по типу «приморских партизан» или исламистов Дагестана?
22 мая 2012  08:29 Отправить по email
Печать

20 мая группа неизвестных пыталась сжечь полицейский автобус в центре Москвы. По информации правоохранительных органов около 01:45 несколько неизвестных через забор бросили три бутылки «коктейля Молотова» на стоянку полицейских машин в Сибирском проезде. Эксперты ИА REX разбирались, возможна ли в Москве диверсионно-партизанская война по типу «приморских партизан» или исламистов Дагестана?

Эдуард Афонин, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, доктор социологических наук:

Это уж чересчур. До диверсионно-подрывных действий в России дело вряд ли дойдёт, или точнее говоря, не будет допущено. В России как правопреемнице СССР аккумулирован богатый исторический и практический опыт организации и противодействия диверсионно-подрывной деятельности. Американские спецслужбы весьма высоко ценят советский опыт ведения партизанской войны. Мне лично попадались на глаза закрытые американские источники по этому вопросу. Думаю, не последнее место занимает в этом опыте и опыт противодействию терроризму. Не стоит забывать и то, что в канун недавно прошедшей президентской избирательной кампании в России в 2-3 раза поднято денежное довольствие военнослужащих и работников правоохранительных органов, включая сотрудников ФСБ. Так что всё это не может не сказаться на обеспечении необходимого и достаточного для качественного решения задач по противодействию возможным проявлениям экстремизма и терроризма в России.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Разумеется, в Москве возможна диверсионно-партизанская война, которую сегодня противники такой войны предпочитают называть терроризмом, а сторонники — городской герильей. Для такой войны есть все необходимые предпосылки.

В течение всего ХХ века в глубинах массового подсознания российского общества глубоко жил комплекс страха, порождённый Гражданской войной. Гражданская война породила разруху, унесла столько жертв, собрала такую страшную цену, что российское общество было готово терпеть государственный террор, репрессии, волюнтаризм и застой, лишь бы сохранить стабильность. Молодые постсоветские поколения уже во многом забыли этот страх. В России есть массы недовольных людей, и путинский неолиберальный капитализм продолжает производить всё большее и большее отчуждение между народом и «хозяевами жизни». Это рождает всеобщее недовольство, что создаёт среду сторонников и помощников герилье как в обществе, так и внутри государственных и силовых структур.

Второй важный компонент такой войны — технологическое развитие, вступившее в такой этап, когда технология в различных сферах становится всё меньше централизованной и всё больше атомизированной. Это во многом устраняет преимущества централизованной власти против отдельных людей. Сегодня городская война не требует жёсткой иерархической организации, а наоборот, открывает возможности для деятельности различных слабо организованных групп по типу сети.

Третий и специфически российский фактор, могущий способствовать городской войне — это коррупция, широко и глубоко проникшая во властные структуры. Коррупция лишает власть эффективности не только в ведении боевых действий, но и подрывает авторитет в деле проведения необходимых реформ в обществе. Ведь пока единственный эффективный способ победить герилью — это завоевать доверие населения, чего коррумпированная власть не способна добиться.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Да, это возможно и всегда было возможно, и, более того, всегда было с 1991 года. В прошлом веке были теракты крупного масштаба, а с ростом уровня жизни — меньшие, но были. К примеру, «Красный блицкриг» был ещё до «приморских партизан» и вероятно вдохновлял их. Возможно, кто-то считает агрессию успешной карьерой. И дело не только в большевизме. Думаю, многие помнят и олигарха Прохорова, начавшего карьеру у «демократов» с нападения на офицера, и безнаказанность путчистов Хасбулатова-Руцкого и амнистию тем самым исламистам. Создаётся впечатление, что выход в сферу внимания органов является успешной карьерой, и чем эпатажней «энтузиаст», тем выше его будут продвигать к благам, чтобы не шалил, как бы откупаясь. А злодеи, как правило, хорошо видят выгоды и ищут их, и раз террор продвигает в статусе, то он полезен им, а остальные для них лишь топливо.

Что касается моделей акций и структур и их масштабируемости, то по мере выгодности и популярности насилия — оно будет иметь тенденцию к нарастанию. А чтобы отсечь выгодность и популярность — нужно потрудиться. Что всё сложнее, поскольку существуют не только исламисты и кавказцы, но и двурушники среди вполне европейской внешности славян, что в России, что в СНГ, которым и культурой и кровью и национальностью и гражданством давно стали доллары и евро.

Андрей Давыдов, журналист:

Долго такие партизаны неизвестными не останутся. Сколько бы ни было таких групп, они быстро иссякнут. «Тучные годы» наплодили нежных хипстеров, из которых неважные «чегевары». Да и «боевые хомячки» в реальной жизни много не навоюют. Детишки играют в войну (а период взросления у многих очень сильно затягивается!). Их скорее воодушевляет показная мягкость власти, которую они по наивности воспринимают как слабость. Однако если власть продолжит в том же духе отеческих шлепков, это, пожалуй, придаст отваги юной поросли «борцов с режимом», которые в Сети перекормили друг дружку россказнями о светлых эльфах и темных гоблинах...

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Не война и не партизанская — не следует называть бандитов и террористов партизанами. А вот теракты и проявления бандитизма: забрасывание полицейских участков и полицейских автобусов бутылками с «коктейлем Молотова», нападения на полицейских вполне возможны. По крайней мере, кое-кто делает всё для того, чтобы вот таких случаев стало как можно больше: очерняет органы МВД, призывает нападать на полицейских, обвиняет ОМОНовцев, честно выполняющих свой долг, в нарушении закона. Методы борьбы с террористами и бандитами давно известны. И интернет-террористов, которые в своих блогах сеют рознь и призывают к насилию, тоже надо привлекать к ответственности.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Технически диверсионно-партизанская война возможна в любом городе. Вопрос лишь в наличии желающих и эффективности спецслужб.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть