Председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин не исключил возможности легализации в России судов шариата для мусульман. «Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины», — сказал Чаплин. Заявление протоиерея касалось резонансного интервью адвоката Дагира Хасавова телеканалу «Рен ТВ», в котором Хасавов, также занимающий должность помощника председателя комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, заявил, что если в России, и, в частности, в Москве, не будут легализованы суды шариата, то мусульмане «зальют город кровью».
Можно ли допустить такие правила жизни в едином государстве, разбирались эксперты ИА REX.
Павел Крупкин, научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция):
Один из моментов продолжающейся архаизации России связан с продолжением дифференциации правового поля. Всё новые и новые «статусные группы» общества будут требовать, и получать себе специального правового регулирования, оформляя тем самым свою особенность. Спецстатус «небожителей» и обслуживающей «небожителей» «челяди» существовал в России всегда — с их мигалками, спецраспределителями и дачами/элитным жильём за государственный счёт. Кавказские «адаты» тоже имеют уже длинную историю, как и различного рода, воровские понятия. Отдельный правовой статус получило Сколково. На подходе — выход из законодательного поля страны Восточной Сибири и Дальнего Востока. Пока ещё неформализованный, но специальный правовой статус имеют и кавказцы в автохтонной России, и чему тут удивляться, когда они потребовали формализовать данные им властями привилегии в легальных текстах? Глядя на них, требует себе специального статуса РПЦ, а также те представители русского народа, которые называют себя националистами. И т.д.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так что мы можем видеть процесс формирования статусных границ в обществе, который вполне может завершиться воссозданием обычного сословного общества. И этот процесс противоположен изменению, наблюдавшемуся в течение осовременивания социального порядка в развитых странах, когда «сословные клетки» общества взламывались, и люди гомогенизировались в единой национальной идентичности, давая социальную энергию развитию соответствующих стран. Общество России в первой половине 20-го столетия тоже было двигалось в этом направлении, пока оно не было «подморожено» номенклатурой, так и не достигнув гомогенности национального качества. И вот теперь мы в социальном плане «двинулись взад», создавая обильную пищу будущим обществоведческим исследованиям на тему: «О как бывает!».
Николай Лагун, политолог:
Сегодня РПЦ стремится укрепить свои позиции в обществе, и, к сожалению, не только в области духовной, но и во многих других сферах, на которые она не претендовала даже во времена Российской империи. Поскольку РФ государство многоконфессиональное, для воплощения этих стремлений логически следует возможность или даже обязательность симметричных действий со стороны «коллег», то есть других конфессий, в частности мусульманской. О чем г-н Чаплин не преминул заявить, поставив корпоративные интересы выше интересов государства и перспектив России как таковой.
Всё, что мы сейчас наблюдаем — результат многолетней бездарной и некомпетентной политики российских властей, поставивших экономические интересы, причём далеко не только государства, во главу угла и механически копирующих западные реалии. Как раз именно Запад давно мог бы стать для наших власть предержащих примером того, к чему может привести легитимация и укоренение абсолютно чуждых морально-правовых установок на собственной почве. Но, как говорится, за что боролись, на то и напоролись: ведь только личными качествами или групповым умопомрачением действующих лиц российской власти объяснить нынешнюю ситуацию невозможно.
Если новоизбранный президент РФ не начнёт радикальных изменений в государстве и обществе по всем направлениям, причём, жёстко и бескомпромиссно, на России как государстве вскоре можно будет поставить крест. Упомянутый адвокат-исламист всего лишь порождение той невнятной идеологической и юридической формации, которая на данный момент существует в государстве российском. Одного лишь ощущения, что закон суров и универсален и палка о двух концах, достаточно для того, чтобы у лиц адекватных не возникало подобных высказанным г-дами Хасавовым и Чаплиным мыслей, а у лиц неадекватных брезжили однозначные перспективы изменения условий их дальнейшей жизни.
Жёсткие на первых порах, — ведь запущено почти всё, — действия во имя стабильности государства, его перспектив, а по большому счёту — действия во благо всего общества, могут не устроить лишь временщиков во власти, закрывающих глаза на все те проблемы, решение которых может нарушить их собственное иллюзорное спокойствие и помешать извлекать сиюминутный дивиденд.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Элементы шариатного права издавна работали в России на добровольных или полудобровольных началах, скажем в вопросах регистрации гражданского состояния (бракосочетания, захоронения и т.д.). Существуют и различные формы земляческой взаимопомощи, тоже включающие элементы шариата. На базарах издавна существуют неформальные механизмы в разрешении конфликтов, система заёмных касс и перевода денег, основанная на шариатном праве. При них имеется и своя система охраны и обеспечения порядка. Существует система религиозной учёбы.
Всё это никак не связано с безответственными и провокационными разговорами «залить кровью». Если вся эта деятельность происходит в рамках Конституции РФ, то является неотъемлемой частью здорового гражданского общества. Хуже, когда в Чечне шариатное право вводится сверху и далеко не всегда соответствует Конституции РФ.
Если РПЦ (в лице её официального пиарщика) не исключает шариатских судов, то, по сути, Всеволод Чаплин высказал заветное желание, чтобы жить и по домострою тоже. Ведь шариат на бытовом уровне мало чем отличается от православного домостроя или иудейской Галахи. Проблема отца Всеволода и его православных, мусульманских, иудейских и других религиозных единомышленников в том, что Россия — светское государство, где подавляющее большинство граждан не соблюдающие религиозных предписаний, и если допускают религию в свои дома, то лишь качестве традиционного или фольклорного приложения, а никак не сердцевины жизни.
Кирилл Мямлин, публицист:
Во-первых, заявление Чаплина подтверждает его «тонкое политическое чутьё» и ангажированность при отработке заказов, передаваемых через «галлериста и политтехнолога» Гельмана, в свою очередь получающего от производимого хаоса особое удовольствие фарисея. Речь идёт и о подготовке выступления Pussy Riot в Храме Христа Спасителя — с одной стороны ради того, чтобы возмущенные православные избиратели сомкнулись вокруг мнимого «спасителя» Путина. Другой целью было дальнейшее разобщение общества в соответствии с принципами бесструктурного управления, осуществляемыми в обход массового сознания. Очевидно, что протоирей Чаплин при осуществлении своей многосторонней деятельности, включая создание «православной партии», зашёл слишком далеко, и если РПЦ действительно выступает за сохранение целостности России, то должна этот процесс остановить или передать в другие руки. А виновный в скандалах — понести наказание.
Во-вторых, о наказании речь должна идти и по отношению к Дагиру Хасавову. Например, по той самой 282-й статье, согласно которой были осуждены одни русские — ни один из которых не получил помилование от уходящего президента, в отличие от помилований, выписанных либеральным мохнаткиным. Ситуация зашла слишком далеко и речь должна идти о защите территориальной целостности России от явной и прямой угрозы, которую несет в себе квазиэлита.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Самое время отстранить экстремиста Хасавова от всех постов и надолго закрыть по 282-й статье, как провоцирующего мусульман, угрожающего христианам и снижающему инвестиционную привлекательность всех и вся. И если это не будет сделано, то не только проект единого государства окажется мечтой, но и социальный мир в самой России будет сомнителен.
На встрече с Путиным публицист Холмогоров удивил Путина заявлением, что в России давно идёт «этническая война», где экстремисты убивают русских, «погоны» продаются экстремистским общинам, и русским приходится отвечать экстремизмом, чтобы выжить. Истинность этой ситуации подтверждается и экстремистским заявлением Хасавова, и попустительством Чаплина, и отказом собственно мусульманского духовенства от судов шариата, и многими другими факторами.
Суд шариата уже практиковался в Ичкерии. Ничего хорошего из этого не вышло. В мире много стран, где суд шариата, и желающие этого больше, чем законов России, всегда могут сменить страну пребывания на чисто исламскую. Но — лично.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Это резонансное интервью «мусульманского адвоката» очень похоже на провокацию: мы видим, что «мусульманские адвокаты» у нас не только разжигают межнациональную рознь, но и защищают кощунниц из группы Pussy Riot — намекают, что их надо не судить, а отправить в психушку. Поскольку мы знаем, что межрелигиозный совет осудил провокацию в Храме Христа Спасителя; и что если бы Pussy Riot вздумали устроить своё «выступление» в мечети, их бы просто не успели довезти до психушки...
Андрей Давыдов, журналист:
Это путь к теократическому государству. Мусульманам — суд шариата, православным — «Закон Божий»? Возможно, это и есть идеал Чаплина, но от этого явственно веет средневековьем. Кроме того, это не менее действенный способ разрушить Российскую Федерацию, чем либеральные атаки на РПЦ, подрывающие основы русского самосознания.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Призыв создать параллельное правосудие в стране, где его фактически нет, к сожалению, может найти поддержку у населения. Так как люди наблюдают повсеместное нарушение законов, продажность адвокатов и коррумпированность судей. И в то же время просматривается ничем неоправданное возвышение православной религии и церкви в условиях многонационального, многоконфессионального светского государства. Сегодня почти не принято публично обсуждать проблемы науки, высокого классического искусства, светской культуры в целом, то есть того, в чем заинтересованы граждане всего общества и верующие разных конфессий, в том числе. Зато о религии — на каждом шагу.
Этому элементу духовной культуры стали придавать неоправданно большое, гипертрофированное значение. Заигрывание власти с религиями в надежде найти в них опору своему антигуманному и антинаучному методу правлению неизбежно боком выйдут и самой власти. Религиозное мракобесие и догматизм, борьба за доминирование своей религии разрушают не только общество, но и государство, в том числе и его власть. Либо государство есть и соблюдаются только принятое на государственном уровне законодательство, либо его нет и тогда возможно всё что угодно, от шариата до суда Линча.
Комментарии читателей (2):
Думаю точнее всех сформулировал Павел Крупкин. Я тоже считаю, что "предложения" Чаплина-Хасавова - это посягательство на универсальность права для всех граждан страны. Оба должны быть наказаны. Как - дело юристов. Но наказание должно последовать. Их "предложения" - это безусловное посягательство на государственное единство страны.
Особо хочется обратить внимание на скорость взаимодействия "сладкой парочки". Может это начало новой кампании ?