Есть мнение, что реальная демократия существует только в пропагандистских центрах США — там, где её изготавливают. Затем идёт процесс распространения. Если же демократия произведена не в Америке, она не соответствует стандартам и является фальсифицированной. Причём истинную демократию признают величиной переменной, а что позволяет пропагандистским центрам объявить неправильной демократией ту, что ещё вчера была нормальной, и предлагают новую. Американцы принуждают использовать только демократию американского образца. Для них это бизнес. Эксперты ИА REX прокомментировали такое мнение.
Павел Крупкин, научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция):
Если отвлечься от идеологии, и встать на научную (то есть уважающую эмпирику) точку зрения, то можно обнаружить один интересный факт: в мире существует клуб стран, которые признают друг друга демократическими. Более того, многие другие страны, глядя на этот клуб, начинают называть себя демократиями, а страны клуба иногда принимают их в свой клуб, а иногда отказывают, как не своим. Увидев данный факт мироустройства, можно поставить задачу вычленения того самого определяющего качества, которое есть у стран клуба, и которого нет у стран, в клуб не включённых. Такой позитивистский подход позволяет определить такое качество, наличие которого однозначно включает страну в демократический клуб, это сменяемость самого главного начальника без его на то особого согласия. И самое интересное здесь будет заключаться в том, что из требования обеспечения такой сменяемости логически выводятся многие другие свойства общественного порядка, характерные именно что для демократических стран. Одно из таких свойств — выстраивание политсистемы «снизу-вверх», позволяющее в идеале считать сувереном нацию демократической страны (хоть актуальным сувереном будет именно что тот самый самый главный начальник, упоминавшийся выше).
Другим интересным свойством данного представления является понимание, что демократия вполне совместима с монархией, что мы и видим на практике — среди демократий монархий оказывается больше, чем республик.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Интересным моментом в этом деле оказывается факт, что любителям отстраивания политических систем «сверху вниз» оказывается важным доказывать людям, что систем «снизу вверх» — не бывает, что это выдумки «проклятых буржуев», Ротшильдов и Рокфеллеров. Особенно много таких «доказывающих» в России находится в середине властной «вертикали». В то же время среди «генералов режима» количество сторонников демократического правления оказывается доминирующим — таковыми в опросах себя определяют более 80% управленцев соответствующего уровня. Такой вот интересный момент российского авторитаризма — его «катехоны» мнят себя демократами.
Юрий Юрьев, политконструктор:
В США, о чём многие забывают, система выборов двухуровневая. Сначала выбирают «дилеров», а уже они — политиков. То есть речь идёт не о народовластии, а о «посредниковластии». То же самое там и с финансовой системой, вникая в сущность ФРС — многие начинают понимать, что народ в США и над деньгами не властен. Ещё страннее — наёмная армия, которая любит повоевать подальше от родины, но когда на родине ураган «Катрина» разносит миллионный Новый Орлеан — никому до него нет дела целый месяц, там правят мародёры и болезни. Коренное население постоянно подвергается прессингу завоза нового, подешевле. В общем — США это не демократия, это не народовластие, это общак с признаками государственности, чья цель — не людское благополучие, а денежное. То же самое у них с религиями, хороша та, что прибыльна.
Если 200 лет США использовала экономические и интеллектуальные инструменты для доминирования, изобретая, созидая и производя, то в последнее время, поднакопив сил, они стремятся к чисто военным захватам. А, как помнится, этот народ извёл индейцев, оставив едва ли один процент от них. Неудивительно, что иные народы напрягаются, видя «свободы» США на деле.
Что хорошо в США и на чём они держатся — это действительно народное правосудие. Человек, поступающий правомерно, способен вызвать сочувствие у присяжных, и они могут вынести решение в его пользу. И тем самым — изменить законодательство, что архаично или вредно. Возможно, поэтому в США жить и созидать легче, чем в иных странах, где каста «правохоронителей» пожирает всех, и виноватых и правых. Но США никогда не пытались создать суд присяжных в странах СНГ, достаточно посмотреть на работу США на Украине и увидеть, что США используют слово «демократия», чтобы красть.
Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):
Демократия сиречь народовластие. Где вы такое видели? Мне не попадалось. Лозунги видела, дебаты видела, революции видела, демократии — не видела.
«Демократия» это вид товара-идеи, которая продаётся одной небольшой группой людей другой большой группе людей с целью вызвать революционную ситуацию для перераспределения власти.
И совсем не обязательно, чтобы небольшая группа людей, спекулирующая идеей демократии, сама жила в той стране, управлять процессами, в которой намерена. Главное, чтобы у этой группы был какой-то интерес к вышеозначенной стране, и достаточно.
Когда звучат слова, что США навязывает другим странам свой стандарт демократии, не следует забывать, что под определением США имеется в виду не всё население Соединенных Штатов, а небольшая группа людей-представителей этого государства, имеющих определённые интересы на определённых территориях. А поскольку идея демократии пока ещё отлично срабатывает, то почему бы им не продолжать ею пользоваться в личных интересах? Можно подумать, что они это первыми придумали! Всё, что может быть искажено, будет искажено. Если идею демократии так легко извратить, то стоит ли вообще ей доверять по-настоящему?
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Не замечал, чтобы американцы заставляли европейцев отказываться от их модели демократии (которая включает в себя гораздо более широкие экономические гарантии гражданам, нежели в США) в пользу американской модели. Американцы пытаются модифицировать систему в странах с диктаторским (Ливия) или идеологизированным (Иран) правлением по очень простой причине: предоставление гражданам широкого спектра личных прав и сведение обязанностей к уплате налогов и соблюдению законов снижает мобилизационный потенциал общества и делает его менее воинственным. Тем самым достигается Pax Americana — мир, в смысле отсутствия войны, при доминирующем положении США, как наиболее сильной в военном и экономическом отношениях державы. Но пример той же Германии, которую американцы демократизировали в 1945 году (в своём, британском и французском секторах оккупации) показывает, что при наличии исходно высокого культурного уровня народы только выигрывают от этого: от тех же немцев государство уже давно не требует приносить себя в жертву ради абстрактных идей. Они могут жить для себя, развивать свой личный потенциал, а не служить расходным материалом для реализации идей бесноватого фюрера. При этом выигрывают и соседи Германии — она перестала быть источником опасности.
Андрей Давыдов, журналист:
Реальная демократия — это когда верхи хорошо слышат низы. А вот слышать Америку при этом вовсе не обязательно. Разумеется, она путает демократию со своими интересами.
Комментарии читателей (0):