4 марта россияне выбрали нового президента, 8 марта отмечался Международный женский день. В связи с двумя этими событиями марта эксперты ИА REX размышляли, когда на посту президента России будет женщина.
Григорий Трофимчук, политолог:
В российской практике к женщинам-политикам почему-то принято относиться по-особому, с нежностью и теплотой. Если где-то на региональный пост баллотируется не кандидат, а кандидатка, её обязательно называют «женщина-мать», приписывают ей небывалую доброту и исключительную добропорядочность в делах. Видимо, это из-за того, что на высшем государственном посту, на московском престоле просто давно не было представителя этого пола. Успели забыть формат. А между тем, в российской истории существует практически полный «романтический» XVIII век, когда там были только они — те самые женщины-матери. Причём, приходили они к власти исключительно через госпереворот: Екатерина I, Елизавета I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Екатерина II. Эти нежные создания никогда не останавливались перед тем, когда надо было убивать, вешать, ссылать, когда царственный мужик ещё десять раз бы перед этим подумал. Достаточно таких примеров, как убийство Петра III в Ропше, как удавление Иоанна Антоновича.
Если Россия соскучилась по такому романтическому правлению и размышляет об этом во время праздничной паузы 8 марта, то, скорее всего, она опять должна его испытать. И в этом смысле крайне интересно посмотреть на тех гипотетических кандидаток, которые хоть сегодня могут сесть в главное кресло.
К примеру, Валентина Матвиенко смогла бы развернуться там в полную силу, проявив все свои потаённые руководящие качества, которые до настоящего времени ей были просто ни к чему, но которые, судя по всему, у неё имеются в полном объёме.
Страшно представить себе ситуацию, когда на трон может взойти Ирина Хакамада. Элла Памфилова, Татьяна Голикова — во всех этих нежных созданиях чувствуется неиспользованный, неведомый потенциал, который может проявиться в полную силу только при определённых исторических и общественно-политических условиях. Не говоря уже о Валерии Новодворской, которая бы железной рукой цементировала свободу слова, в этом ни у кого нет никаких сомнений — книги о такой экзотичной царице писали бы пять тысяч лет подряд и после её смерти.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так что, не надо иллюзий, не надо забивать себе голову опасными мыслями. Надо помнить, что в России всегда был слабым тот царь, который тащил в публичную плоскость свою жену, и всегда был сильным тот, у которого её никто не видел.
Алексей Дубинский, политконсультант:
Мужчина или женщина — какая, казалось бы разница? Давайте переберём варианты (их всего два): новый президент приходит от власти либо от «оппозиции».
Большая часть реальных голосов за президента от нынешней партии власти — голоса женщин-избирательниц. Выдвинуть на пост президента-женщину, значит, потерять половину голосов. Политическое самоубийство. Кандидату от «оппозиции» победить гораздо сложнее. Нужны как минимум яркие лидерские, управленческие и волевые качества, решительность и способность к бескомпромиссной борьбе. Такой набор более естественно найти у мужчины. Контрпример — Юлия Тимошенко, бывший премьер-министр Украины, а ныне — заключенная, которую когда-то называли «единственным мужчиной в правительстве Ющенко». Итак, не стоит ожидать появления женщины-президента РФ в ближайшие два-три срока. Сначала должна появиться женщина — яркий лидер оппозиции.
Фёдор Толстой, IT-предприниматель (Бостон, США):
Пол президента России совершенно несуществен — лишь бы человек был адекватен своей задаче. А на посту «президента» России женщина уже была — Екатерина Великая. Она ведь стала главой государства не в результате «права крови» (по крови она к русским царям отношения не имела и не была даже русской), а была «выдвинута» на эту должность элитой. И удерживала её много лет даже после истечения полномочий (совершеннолетия наследника) исключительно благодаря талантам. Ну и её руководство считается весьма успешным, чуть ли не «Золотым веком» России.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
При выборе президента нужно смотреть, в первую очередь, на деловые качества кандидатов, а не на их пол — именно в этом и заключается настоящее равноправие. Если же нам будут рассказывать, что президентом сначала надо выбрать женщину, потом темнокожего, потом представителя национального, религиозного или сексуального меньшинства, то это уже получится не демократия, а дерьмократия.
У нас были в истории выдающиеся женщины-государыни, например, святая равноапостольная княгиня Ольга и Екатерина Великая. Но сейчас я не вижу в нашем политикуме женщин, достойных занять президентский пост.
Комментарии читателей (0):