Согласно опросу, проведённому ИА REX, мечты о космических полётах по-прежнему пользуются высокой популярностью. На вопрос «Хотели бы вы полететь на Луну» утвердительно ответили 52,1% респондентов из 450 участников исследования. Однако тех, кто действительно собрался воспользоваться предложением Роскосмоса и отправить заявку на зачисление в российский космический отряд, вероятно, ждёт разочарование. Во-первых, набор космонавтов для полётов конкретно на естественный спутник Земли на самом деле не ведут. Во-вторых, даже просто попасть в когорту счастливчиков для прохождения обучения в Центре подготовки крайне сложно.
Как заявил на пресс-конференции 14 февраля статс-секретарь Федерального космического агентства Виктор Давыдов, информация о начале отбора космонавтов для лунной программы России, растиражированная СМИ, отчасти сфальсифицирована. «Отбора на Луну мы не ведём, у нас такой программы не сформировано», — заявил он. Касательно пилотируемых лунных полётов на ближайшее десятилетие запланирована лишь «сертификация отдельных элементов» конструкций аппарата. В Роскосмос же приглашают желающих просто пройти обучение и попасть в отряд. Возможно, что когда-нибудь и полететь, например на МКС.
Как пояснил руководитель Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина Сергей Крикалёв, в агентстве ищут 5-6 молодых специалистов в дополнение к 35 космонавтам, которые уже прошли или проходят подготовку в центре: «На данный момент нам подали 43 заявки, из них более 25 заявок поступило от специалистов ракетно-космической отрасли, 6 от женщин, 3 от военнослужащих и ещё 7 от сотрудников иных сфер, в том числе лётчиков гражданской авиации».
На вопрос, зачем Роскосмосу вообще понадобился набор «гражданских» специалистов со стороны, он отметил, что подобная практика ведётся, начиная с 1964 года. Другое дело, что до недавнего времени все конкурсные отборы оставались относительно закрытыми — брали «из своих» и тех, кто либо отвечает необходимым физическим параметрам, либо имеет определённую специальность. Например, медиков и инженеров. То есть ранее в агентстве предпочитали (и небезосновательно, отмечают некоторые эксперты) иметь дело в основном с представителями космической отрасли и авиации.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Да это просто PR-акция. В итоге полетят опять лишь технари-профессионалы», — посчитали некоторые пользователи сети интернет и журналисты. Собственно, конкретно «гражданских» космонавтов в отряде примерно 50%, но сколько среди них, например, филологов или экономистов? Пока только один, поясняют эксперты. «Люди, которые подают заявки, тяготеют к технике. Это в основном сферы, так или иначе связанные с технической деятельностью. Гуманитарии есть, но от них заявок гораздо меньше. Собственно, для этого и придуман конкурс», — отметил начальник Управления пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексей Краснов.
Для того, чтобы привлечь в отряд «свежую кровь» в Роскосмосе смягчили ряд критериев отбора. Так, заявку может отправить любой гражданин страны с высшим образованием, не старше 33 лет и со стажем работы не менее 5 лет, 3 из которых он провёл на одном рабочем месте и по специальности («Нам „летуны“ не нужны», — подчеркнул Давыдов). Антропометрические требования также смягчили. Рост современного космонавта должен составлять от 150 до 190 см (или от 80 до 99 см в положении сидя, что даже более важно), вес — от 50 до 90 кг. Также есть целый раздел требований по физической подготовке претендентов, но главное здесь — демонстрация выносливости, пояснил Крикалёв: «Есть несколько типов определения выносливости: плавание, длинный бег и так далее. В зависимости от условий каждый может показать свои способностей».
После предварительной проверки заявки на соответствию указанным критериям, претендента пригласят для очной встречи. На этом этапе ему предложат встретиться с психологом, который должен выяснить истинные мотивы желания заявителя попасть в отряд и провести ряд тестов на умение работать в коллективе. Затем, если это испытание пройдено, будущего космонавта проверят на профпригодность. Учитывая отмену требования по исключительно технической подготовке претендента, выясняют лишь общую «степень обучаемости» новым навыкам. После следует полное медицинское обследование, которое длится не менее месяца, и, в случае успеха, направление на прохождение подготовки в центр. «Подготовка в свою очередь делится на 4 этапа: общекосмический, подготовка в составе групп, подготовка в составе экипажа (конкретного экипажа для конкретной работы) и подготовка непосредственно в космическом полёте (например, внеплановый выход в открытый космос, выполнение отдельных экспериментов). За исключением общей подготовки, все остальные этапы космонавты могут проходить несколько раз», — пояснил Давыдов.
Собственно, пока даже предварительное рассмотрение заявок претендентов нового набора смогли преодолеть лишь 4 человека из 43, что крайне мало, сокрушаются в Роскосмосе. Учитывая, что окончание конкурса назначено на 15 марта, нужного числа космонавтов можно просто не найти. «Избыточного количества мы бы не хотели. Но то, что мы сейчас имеем лишь 4 заявки для второго этапа — маловато. Поэтому не исключено, что конкурс пока будет продолжаться», — заявил Крикалёв.
В агентстве считают, что проблема недобора лежит в общем снижении здоровья нации, а также сугубо меркантильных интересах обращающихся. С меркантильными интересами действительно есть сложности — зарплата попавшего в отряд космонавта невелика (до 70 тыс рублей для космонавта I класса), а отдельные социальные блага полагаются лишь летающим, и это отпугивает. По мнению Давыдова, желающие попасть в отряд и вовсе должны быть мотивированы только на отдачу. «Нас волнует, чтобы люди понимали, куда они идут. Для того, чтобы подготовиться, человеку нужно будет минимум лет 6. Только после он может быть полетит в космос. Ребята, которые в отряде, у них основная забота полететь, они очень рвутся полететь. И никто из космонавтов, которые сейчас в отряде, не говорил, что им мало дали», — подчеркнул он.
«Мы бы очень не хотели, чтобы люди, которые приходят в отряд космонавтов, считали, что они получают пожизненную синекуру. Всё, попав в отряд я обеспечен на всю оставшуюся жизнь, и не важно слетал или не слетал. Эта ситуация была в первых наборах в советские времена. Сегодня же мы постепенно стараемся уйти на новую схему подхода, чтобы повысить степень мотивации. Жизнь изменилась и мы должны адаптировать подходы. Мы хотим выйти на мотивацию, чтобы был хотя бы один космический полёт, а лучше два, и только после этого появлялись все эти блага: пенсионное обеспечение, социальный пакет. Все эти вещи должны появится и стимулировать утвердить себя в профессии космонавта, то есть слетать», — резюмировал Алексей Краснов.
Комментарии читателей (0):