Проблемами, озвученными в послании Медведева, он должен был заняться раньше: мнение

23 декабря 2011  20:17 Отправить по email
Печать

Президенту РФ Дмитрию Медведеву нужно было раньше заниматься решением проблем коррупции и централизации власти, озвученными в его послании Федеральному Собранию, а не говорить об этом сейчас. Такое мнение высказал  экономист  УРАЛСИБ Кэпитал Алексей Девятов, сообщает корреспондент ИА REX.

«В том, что касается экономического развития в период президентства Дмитрия Медведева у России достаточно скромные результаты. Я думаю, что этими проблемами, о которых говорил Президент в послании, в частности, чрезмерная коррупция и большая централизация власти, нужно было заниматься раньше. Тем более что, скажем, та же борьба с коррупцией была заявлена в качестве одного из приоритетных направлений именно в начале президентского срока г-на Медведева.  Не произошло модернизации экономики, не произошло ухода от сырьевой зависимости, не улучшилось качество институтов, в частности тех, которые включают в себя защиту собственности, не была преодолена коррупция. Фактически, все эти годы российская экономика развивалась по инерции», - подчеркнул эксперт.

Тем не менее, Алексей Девятов считает успешной антикризисную политику главы государства и согласен с решением президента в отношении 94-го федерального закона, регулирующего размещение госзаказов. «Недостатки этого закона достаточно очевидны. Он формализует процедуру, но не нацелен на достижение максимально эффективного результата. Существенным критерием отбора заказчиков является цена, что в областях, где важно именно качество выполненных работ, приводит к большим проблемам. Этим пользуются фирмы, которые, не имея соответствующей квалификации и ресурсов, демпингуют по цене и за счет этого выигрывают тендер. А все, что они потом могут сделать для исполнения заказа, это попытаться за еще меньшую сумму предложить уже квалифицированной организации, например одной из проигравших тендер, выполнить эти работы. При этом условия конкурса можно «заточить» под конкретную фирму, которая обладает определенным оборудованием или имеет сотрудников определенного профиля, просто, «правильно» написав техническое задние на конкурс. Кроме того, начальная цена контракта часто серьезно завышена, что создает возможности для разного рода коррупционных схем, так называемых «откатов». Поэтому 94-й закон имеет очень много лазеек, которые в существенной степени позволяют обходить изначально декларированные цели развития конкуренции и повышения эффективности в сфере госзакупок», - считает эксперт.

Однако Алексей Девятов всё же сомневается, что федеральная контрактная система способна справится с этими недостатками: «В целом же, мне думается, что поскольку Медведев говорит о сохранении низкого уровня бюджетного дефицита и государственного долга, то все заявленные в Послании масштабные цели, не будут выполнены в полных объемах. Поскольку у правительства просто не будет достаточных для этого ресурсов. Потому что повышать налоги на бизнес уже дальше некуда. Можно что-то выиграть за счет повышения акцизов, можно попробовать ввести налог с продаж, отменив или снизив НДС, какие-то деньги можно выиграть и за счет лучшего налогового администрирования. Но это, в общем-то, крохи по сравнению с масштабом заявленных целей. Поэтому новому правительству придется выбирать: либо сохранение низкого дефицита и государственного долга, либо все эти амбициозные планы. Бывшему министру финансов г-ну Кудрину удавалось сохранить низкий уровень дефицита и придерживать расходы. Сейчас же есть опасения, что соблазн нарастить расходы бюджета может возобладать в определенный момент в будущем. Все будет зависеть от конфигурации нового правительства».

Вместе с тем эксперт выделяет из послания Медведева идею, что вертикаль власти устарела и от неё нужно уходить.  «Я думаю, что если эти политические инициативы действительно будут реализованы и действительно приведут к увеличению контроля общества над тем, что делает власть, это может существенным образом сказаться на дальнейшем развитии страны. Я имею в виду, прежде всего, институциональные проблемы России, такие как несовершенная судебная система, недостаточная защита прав собственности, бюрократия и коррупция. Во многом проблемы, которые испытывает нынешняя вертикаль власти, связанны именно с недостатком обратной связи. Общество не может по большому счету повлиять на действия тех или иных чиновников на всех уровнях власти и, соответственно, такая ситуация способствует тому, что чиновники используют власть в своих интересах. Поэтому я надеюсь, что если в результате новых инициатив Президента Медведева здесь действительно произойдет прорыв, то это даст серьезный экономический эффект, серьезный толчок к развитию бизнеса и роста российской экономики», - резюмирует Алексей Девятов.

Напомним, 22 декабря президент РФ Дмитрий Медведев в Кремле огласил Послание Федеральному собранию РФ. В частности, в своём обращении он заявил о том, что руководство России будут поэтапно проводить децентрализацию власти. Кроме того, Дмитрий Медведев назвал ряд мер по борьбе с коррупцией, в том числе переход на контрактную систему взамен 94-го федерального закона, контроль над расходами чиновников, ограничения по сделкам между госструктурами и коммерческими организациями.

 

 

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Реален ли в ближайшее десятилетие железный занавес между Востоком и Западом?
61.8% Да
Победила ли Россия Запад в гонке вакцин?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть