Практика противопоставления мэра Москвы Сергея Собянина его предшественнику Юрию Лужкову появилась сразу после выдвижения Собянина кандидатом на пост. Политтехнологи столичного правительства прибегали к ней, пытаясь выгодно подчеркнуть отличие нового мэра от «потерявшего доверие» Лужкова, а СМИ и общественные движения — в ожидании долгожданных решений «наболевших» вопросов. Тем не менее, последнее время в Москве наметилась иная тенденция — представители общественных организаций всё чаще прибегают к формуле «при Лужкове было лучше». Однако на решение трудных вопросов данный приём, скорее всего, не влияет, считают политологи.
Яркий пример использования «тактики противопоставления» — недавний скандал вокруг проекта программы развития экологии Москвы на 2012-2015 годы. Тогда против документа выступили ряд известных экологов и специалистов в области климата. В итоге он так и не был подписан мэром. В данный момент экологи снова обратились к формуле «Лужков был лучше», пытаясь добиться пересмотра программы благоустройства города, «убивающей зелёные лёгкие столицы».
Также к подобной тактике неоднократно обращались защитники исторического облика города. Сначала яростно, в попытке отстоять ряд снесённых теперь памятников, а затем аккуратно, после появления ряда поправок в действующие нормативы по сохранению архитектурного центра города.
Тем не менее, Собянин вряд ли вносит поправки в законы или отменяет неугодные проекты, руководствуясь лишь нелестными сравнениями, считает президент фонда Петербургская политика Михаил Виноградов. «Как психологический приём — это интересно», — заявил он корреспонденту ИА REX и подчеркнул, что поправки в законы вносятся отчасти благодаря «умению нового мэра слушать».
«Я не думаю, что это принципиально связано с противопоставлением, но вообще всем нам свойственно по мере отдаления нашего ближайшего прошлого видеть в нём всё больше позитивных черт. При Лужкове гражданские организации очень часто и много обвиняли руководство Москвы в уничтожении исторического облика в угоду различным коммерческим интересам, то же самое относится и к ухудшению экологической ситуации. Поэтому не факт, что пободные сравнения имеют реальную почву, хотя вполне возможно, что при Лужкове происходило то, чего нет сейчас, и наоборот», — в свою очередь отметил вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов.
По его словам, смена мэра прошла относительно гладко и, вопреки отдельным ожиданиям, москвичи, хотя до сих и приглядываются к Собянину, не встали в жёсткую оппозицию к новому градоначальнику. Соответственно, сильного давления на него не было и нет: «Мне кажется, что приём для общественных движений здесь важен чисто психологически. А уже внесение определённых поправок в некоторые законы в соответствии с требованиями общественного мнения — это, скорее, не результат давления, а результат попыток как-то оптимизировать городскую жизнь, потому что невозможно себе представить, что все связанны одной цепочкой и имеют общие интересы. Понятно, что идёт некоторое совершенствование нормативной базы, вопрос только в том, чтобы самые хорошие законы всё-таки работали, а не, как это часто бывает, тонули в различных злоупотреблениях».
Комментарии читателей (0):