Ситуация со свистом во время выступления российского премьера Владимира Путина после боя Фёдора Емельяненко не первый день активно обсуждается в СМИ и блогосфере. При этом свист в «Олимпийском» «разделил» интернет-сообщество на три части. Первая считает (подавляющее большинство), что публика освистала премьер-министра Владимира Путина, неудачно решившего пропиариться на боях без правил. Вторая уверена, что освистали проигравшего американца (намного меньшая). Третья полагает, что свиста вообще не было (самая меньшая).
Эксперты ИА REX обсудили тему инцидента в Олимпийском и первую реакцию команды Путина на это событие, а также ответили на вопросы, как должны реагировать руководители на обструкцию толпы в таких случаях и насколько распространены такие случаи в других странах.
Политолог Григорий Трофимчук:
Характер агрессивной зрительской аудитории на боях без правил известен даже ребёнку. Не догадываться об этом может только власть, оторванная от российской действительности, считающая, что РФ давно и прочно вошла в цивилизованный формат. «Болельщиков», в их прежнем понимании, которые смирно сидели на трибунах с турнирными таблицами в руках, в России давно нет. Есть организованные хулиганы, группы давления, «фанаты», которые выпущены на поверхность всё той же властью, и которая скоро не будет знать, что делать с этим добром.
Не идти на такие мероприятия — наилучший выход и для президента, и для премьера. Зал, забитый пьяными «фанатами», — идеальная площадка для масштабирования ненависти. Достаточно трём-пяти алкоголикам начать орать матом на премьера, как все остальные это мгновенно, с упоением подхватят. Кстати, это могут быть совсем не алкоголики, а профессионалы, нанятые под конкретную задачу, и Путину (после такого прецедента) теперь надо ждать их везде. Здесь за руку не схватишь никого — это как в школе, когда на уроке нелюбимого учителя весь класс начинает утробно гудеть, протестуя против установленного порядка, при этом абсолютно невозможно определить, кто из учеников виноват персонально.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Из-за непрофессионализма премьерских советников лично для Путина на этом ринге произошло нечто страшное: миллионы россиян, и в зале, и чуть позже за его пределами, незаметно перешли ту сакральную грань, которая отделяет страх от глумления. Это — первое доказательство того, что дважды ничего не повторяется, что вторично войти в ту же самую «реку» Путину будет непросто. Понимая это, надо было резко отказаться от сюжетов с амфорами и самолётами, ведя агитационную кампанию за себя иными визуальными средствами. Для этого нужны особые специалисты по обработке массового сознания — но их нет, в наличии всё те же «пиарщики», которые на этот раз загонят Путина в тупик. Путину надо срочно менять этот блок, он подведёт его под монастырь. Умные экономисты и аграрии, а также ежедневно индексируемые пенсии, ситуацию не спасут.
При этом уже абсолютно не важно, кого освистали — Путина или проигравшего кикбоксера. Важно, что все думают: Путина. После этого премьерская пиар-служба совершила ещё две тяжелые информационно-психологические ошибки: начала оправдываться после свиста, а также дала понять, что Путин не пойдет на следующее аналогичное публичное мероприятие, где появление премьера уже было запланировано. Ситуация начинает воспроизводить сама себя.
То, как реагируют лидеры других стран на подобные ситуации, давно известно, но это для нас не показатель. Там могут швырнуть яйцом в голову канцлеру, он, с натянутой улыбкой, утирается, на этом всё и заканчивается. В России вокруг высшего лица существует особая аура, разрушение которой чревато потрясениями во всей стране.
Политконструктор Юрий Юрьев:
Во-первых, нужно понять, что означает свист. Когда-то Сахарова депутаты захлопывали и затопывали, и не от восторга. Возможно в этой аудитории свист — ныне признак восторга. А вообще забота охраны — заснять место события и определить источники затеи, будь то свист или твист, и кто там вообще в лифчике шахида виднеется. А забота науки — вовремя понять, во что вовлекают массы заводилы. А то завтра эти же эстеты Обаме вообще свои хвосты свежеокрашенные покажут, а тот — обидится и будет вой, что Россия это расисты и ей нужно помочь Африке.
В каждой стране свои тенденции, у арабов показывать подошву неприлично; в Одессе целый бульвар людей восторженно кричал «Путин», «Путин» во время его приезда в Одессу; где-то на стадионе Украины кричалка: «Спасибо жителям Донбасса за президента — (неразборчиво)» родилась сначала в кучке заводил, а лишь потом была подхвачена стадионом. Думаю, что если кто-то хочет определённых эффектов, то в квадратно-гнездовой сетке охвата мероприятия нужно угловых научить кричать определённое «ура», а остальных — подхватывать именно «ура».
Политолог Андрей Куприков:
Путина освистали и мне это не понравилось. Конечно, нам есть что предъявить и за что свистеть, но, человек является нашим премьером, плохим, хорошим второй вопрос. А первый, это то, что прямую трансляцию увидели миллионы человек и за рубежом в том числе. Мы не просто совершили акт неуважения к конкретному человеку, фактически главе нашего государства, но и показали всё своё пренебрежение и неуважение к самим себе.
Никто, никогда, нигде не должен даже сметь думать критиковать и осуждать наших лидеров, мы разберёмся с ними сами, это наши проблемы и мы решим их по своим правилам и понятиям. А для всех остальных никогда нельзя давать повод думать, что мы стадо баранов, которое не уважает своих вожаков. Именно поэтому не уважают нас.
Журналист и переводчик (Израиль) Даниэль Штайсслингер:
Есть хорошая русская поговорка «Брань на вороту не виснет». Ни один политик ещё не превратился в червонец, чтобы нравится всем. Избыточная реакция на проявления неодобрения — это совершенно китайская азиатчина. Это там запрещалось даже подумать плохо об особе императора. В демократических странах есть оппозиция, и вполне естественно, что она относится к существующим властям без всякого восторга, может даже освистать.
Социальный психолог, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский:
О проблемах медиачувствительности власти и её готовности к диалогу с обществом Ремизов говорит совершенно резонно. Но конкретный повод с «освистыванием» — малозначителен: те, кто фанатеет от боев без правил, не ходят на выборы, даже проводимые по всем правилам.
Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков:
Никаких сомнений после просмотра ролика в том, что освистывали Путина, у меня нет. Аплодировать зрители начали только после того, как была произнесена фамилия Емельяненко. И аплодисменты предназначались победителю боя.
Свист 20 ноября в «Олимпийском» ознаменовал новый этап в истории российского властного тандема. Почему это оказалось неожиданным для Владимира Путина и его команды? Да потому что всегда до этого стране по всем телеканалам показывали встречи тандема с мнимыми представителями народа. А в «Олимпийском» собрались действительно народные массы, которые возможно и телевизор-то не смотрят, где руководители встречаются с «правильными» представителями народа. Но Путину надо знать, что настоящий-то народ не в студиях телеканалов сидит! В СССР подобный случай освистания народом был с Михаилом Горбачёвым. Популярность Горбачёва на Западе за сдачу стран соцлагеря и разоружение СССР не помешала его освистать на первомайской демонстрации 1990 года. До ГКЧП и отстранения от власти оставалось чуть больше года. Никто из политиков не застрахован от немилости толпы. И на Западе политиков иногда освистывают и даже кидают в них туфлями, но для России это освистание имеет особое значение — это этап десакрализация власти. Самое важное сейчас важнее не то, кто и как свистел, а что услышал будущий президент Владимир Путин. И услышал ли? А если не услышал, как Горбачёв в мае 1990 года, то ждёт ли Россию судьба СССР августа 1991 года?
Напоминаем, что 20 ноября Владимир Путин отправился на бой знаменитого российского бойца по смешанным единоборствам и депутата Белгородской областной думы от партии «Единая Россия» Фёдора Емельяненко. Бой транслировался в прямом эфире, но, видимо, не ожидая, что на ринге его могут ждать какие-то неприятности, Владимир Путин отправился поздравлять с победой Емельяненко, победившего своего 40-летнего и не очень быстрого американского соперника Монсона до крови. Когда Путин стал говорить о том, насколько большой праздник случился сегодня у любителей боевых искусств, зал загудел, а некоторые зрители ещё и стали свистеть.
Комментарии читателей (0):