Судебно-правовая система требует поправок, и эти поправки должны обсуждаться совместно с экспертами. Об этом заявил директор АНО «Институт прав человека» Валентин Гефтер 20 октября в Москве в ходе круглого стола на тему «Практика избрания меры пресечения в виде заключения под стражу», передаёт корреспондент ИА REX.
«Я аккумулирую выводы ряда правозащитников и организаций. Но это касается не столько содержания резонансных дел – дела Магнитского и процесса Михаила Ходорковского и Платона Лебедева; в первую очередь они касаются усиления процессуальных гарантий, чтобы наш уголовно-процессуальный кодекс исполнялся по всей цепочке. В порядке применения статьи 108 и Европейской конвенции в постановлении судов и материалах следствия не приводятся обстоятельства, говорящие о правомерности меры пресечения. Не рассматривается возможность более мягкой меры пресечения с точки зрения мотивировки «почему мера не может быть принята». Большая претензия – неэффективность проверки жалоб в прокуратуру и суды в части, о которой я говорил, и не только по процессуальным гарантиям. Мы также обратили внимание на то, что когда речь идёт о мере пресечения для людей, уже отбывающих наказания, сложилась ситуация, что люди, привлекаемые по новому делу, ранее соответствовали условиям отбывания наказания. Следователь ввёл новую норму, которая более ограничивает права таких людей: теперь они должны соответствовать не условиям отбывания наказания, а с условиями обвиняемого», - пояснил Гефтер.
Специалист также выразил надежду на то, что эти предложения и поправки будут приняты во внимание: «Важным направлением является то, что стороне защиты должно быть предоставлено право в срочном порядке требовать обследования обвиняемого на предмет повреждений, которые это лицо могло получить. Это ряд предложений подобного типа, и мы могли бы рассмотреть их с адвокатами и экспертами, чтобы усилить процессуальные гарантии избрания меры пресечения и многого другого».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Адвокат Александр Вершинин посетовал на невозможность провести квалифицированное обследование подсудимых, больных онкологией, со стороны ФСИН: «Бывает, что в судах представляются документы по онкологии. Суды исходят из следующего: онкология должна быть подтверждена дополнительно. ФСИН России говорит о том, что у них нет возможности проводить исследования. Как проводить дополнительные исследования в этом случае? Статья 108 и 109 позволяют безвольно продлять сроки на 12 месяцев по причине особой сложности уголовных дел».
Напомним, многие правозащитники обращают внимание на ненадлежащие условия как содержания подсудимых и заключённых, так судебных следствий, связанных с ними. Широкий резонанс получило т.н. «дело Магнитского». Сергей Магнитский провел около года в СИЗО, где скончался в ноябре 2009 года. Смерть наступила из-за того, что он не получил необходимой медицинской помощи. Юриста подозревали в том, что он со своими коллегами разработал специальную схему для ухода от налогов и нанёс государству большой материальный ущерб. В июле 2011 года Следственный комитет РФ возбудил уголовные дела против бывших сотрудников СИЗО Ларисы Литвиновой, которая была лечащим врачом Магнитского, и её начальника Дмитрия Кратова. Расследование смерти продолжается до сих пор.
Комментарии читателей (0):