Исаак Калина: Новое финансирование столичных школ - это возвращение к здравому смыслу

Глава Департамента образования города Москвы рассказал о ходе реализации пилотного проекта по подушевому финансированию школ.
13 октября 2011  23:33 Отправить по email
Печать

По мнению главы Департамента образования города Москвы Исаака Калины, переход на «подушевое финансирование» столичных школ, реализуемое с апреля 2011 года в качестве пилотного проекта, является «возвращением к здравому смыслу», когда каждое образовательное учреждение получает равный ресурс на реализацию общего стандарта. Как он сообщил на пресс-конференции 13 октября, подводить итоги эксперимента, даже промежуточные, пока рано, однако заработная плата учителей школ-участниц проекта за сентябрь месяц увеличилась в среднем на 8-9%, что показывает недофинансированность большинства учебных заведений, которую должна исправить новая система, передаёт корреспондент ИА REX.

«В Москве всегда существовало большое количество школ, отличающиеся очень высоким качеством образования, широким спектром предложений, которые они делают семье, и высокой востребованностью семьями. Но, наряду с этими школами, существовали гораздо менее востребованные. Одной из причин было очень разное ресурсное обеспечение школ, что приводило к большой разнице кадрового потенциала в школах и, соответственно, влекло за собой недостаточное качество работы этих школ», — заявил Калина.

Напомним, что школы столицы получают от 63 до 120 тыс. рублей в год на каждого ученика. Уровень ресурсного обеспечения зависит от степени «известности» школы. Согласно постановлению о пилотном проекте от 22 марта 2011 года № 86-ПП, каждая школа финансируется из расчёта от 73 до 120 тыс. рублей на ребёнка (в зависимости от возраста учащегося) и общая сумма выделяемых зависит от количества учащихся, без учёта степени известности школы. Также школам выделяется единая субсидия на техническое и коммунальное обеспечение и заработные платы учителям. Распределением данных средств школа занимается самостоятельно, для чего при каждом учебном заведении должен быть создан общественный совет из учителей, родителей (а в некоторых и учеников). «При этом школа обязана соблюдать все нормативные требования. То есть, она не может уменьшить учебный план, не может нарушить никакое законодательство. Кроме того пилотный проект установил два ограничения. Первое — это то, что образовательное учреждение не может уменьшить объём бесплатных образовательных услуг, которые они оказывали до 1 апреля. Не ниже этого объёма они должны оказывать услуги и далее. И не могут при установлении оплаты труда педагогов снизить кому-либо заработную плату. Вы понимаете, что новые нормативы позволили многим из школ, которые вошли в пилотный проект с 1 апреля, получить дополнительные к прежнему финансированию средства, которые в первую очередь легли в основу стимулирующего фонда оплаты труда этих школ», — отметил руководитель Департамента.

В процессе работы над проектов, был выработан ряд критериев работы школ-участников эксперимента. Помимо создания управляющего совета, каждая школа обязана иметь сайт в сети интернет «с ясной информацией о деятельности школы». Также в школах увеличилось количество промежуточных экзаменов учеников. Кроме традиционных ГИА и ЕГЭ, проверяют знания четвероклассников и семиклассников. «Мы с вами понимаем, что в 4 классе детям предстоит перейти в 5, и очень важно подвести промежуточный финиш. Кроме того, всегда, особенно у мальчиков, есть в школе возраст, когда теряется интерес к учебе (он приходится на 7 класс), происходит некоторая потеря мотивации, и здесь единая аттестация семиклассников имеет своё мотивирующее значения для детей и педагогов», — пояснил Калина.

За ход реализации проекта отвечает департамент, однако для контроля происходящих процессов также создан наблюдательный совет, который возглавили уполномоченный по правам ребёнка в городе Москве Евгений Бунимович и председатель комиссии Мосгордумы по образования Виктор Кругляков. «Примечательно, что в составе совета нет чиновников. Более того, я даже не стремлюсь как-то влиять на работу совета, вернее, стремлюсь не влиять. Кроме того, есть комиссия по оценке реализации проекта, которую возглавляет заместитель председателя городского комитета профсоюзов Марина Иванова — самостоятельный человек, и мы рады тому, что у нас практически нет рычагов влияния на мнение совета и комиссии. И я очень надеюсь, что кроме моей информации, у каждого есть возможность получить мнение совета. Цель проекта принести пользу детям при этом не нарушив права учителей», — подчеркнул он.

С 1 апреля в пилотном проекте приняли участие 125 школ. С 1 июля к нему присоединились ещё 134 учебных заведения, а с 1 октября в проект включили ещё 724 школы: «Мы пытались уговорить эти школы подождать до 1 января, но нам пришлось на это пойти, потому что они общаются между собой и тоже захотели присоединиться к проекту».

Исаак Калина заявил, что несмотря на подозрения в том, что директоров школ, желающих принять участие в эксперименте, в первую очередь «притягивает» возможность получения дополнительных средств, распоряжаться ими единолично они не смогут. Поэтому опасения в этом отношении напрасны, хотя с педагогическими коллективами учебных заведений ещё предстоит долгая разъяснительная работа: «Текст документа не нуждается в корректировке, но нуждается в корректировке объём и характер разъяснительной работы, как с роительским, так и педагогическим сообществом. Это очень трудное явление, когда раньше за тебя всё где-то решали. Происходит нелёгкая психологичски вещь — пришла отвественность, самостоятельноя ответственость, и это нуждается в серьёзной разъснительной и даже психологической подготовке». «Что этот проект даёт департаменту? То, что мы не имеем необходимости и теряем возможности административно командовать школой, потому что мы сегодня ничего не распределяем, мы не можем добавить или урезовать финансирование. Это теерь не от нас зависит. Это зависит от самой школы, качества её работы, насколько она интересна семьям. Есть ученики — есть деньги, всё просто», — резюмировал он.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть