За последние 20 лет в Москве возникло понятие «лужковский стиль», что являлось признаком «провинциализации» столицы, заявил на круглом столе 19 сентября координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. По мнению защитника архитектурного наследия, Москва воспринималась как «номерной субъект федерации», который «исполняетстоличные функции, но не помнит почему», передаёт корреспондент ИА REX.
«В этом смысле существенное отличие нынешней ситуации от прежней символизируется тем, что День города открылся на Красной площади, а не на Тверской улице. Новый руководитель города — это в большей степени функция Кремля, чем автономный Лужков», — заявил Рахматуллин.
Весь прошедший год в городе было 2 мэра. На инициативы Сергея Собянина накладывалась «инерция старых проектов», и с точки зрения защиты исторического наследия город «заминирован». «Умения его разминировать Собянину пока не хватает. Он говорит о сотнях инвестиционных контрактов по строительству в старом городе, которые удалось расторгнуть. Но сама градостроительная комиссия, которая стала новым центром принятия решений, — совершенно закрытая чиновничья структура. Отчего-то списки этих пересмотренных проектов нам не предъявляют. Мы каким-то образом узнаём, что, например, начало Остоженки (дома 4 и 6) выведены из-под угрозы, но узнаём своими путями. Отчего не опубликовать эти списки, если они так хороши, остаётся не понятным», — прокомментировал он текущую градостроительную политику города.
Собянин, будучи заложником старых проектов, вынужден идти на снос представляющих ценность строений. Например, Соборной мечети или усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых: «Мы прекрасно понимаем, что усадьбы была доломана не потому, что мэр оказался в командировке, а потому, что было принято принципиальное решение продолжать. В ином случае речь бы шла не просто о признании ошибки, а о признании нецелевого использования средств, о расследовании. А в этом случае возникает чиновничья „круговая порука“ и все принимают коллективное решение продолжать так, как начали».
Что касается прогнозов на будущее, то серьёзные опасения у защитников культурного наследия вызывает неспособность мэра справится с крупными автономными застройщиками. Так, по воле «экстерриториального» ОАО РЖД исчезло Веерное депо. Под угрозой сноса также находится Круговое депо Николаевской железной дороги. «Видно, насколько мало сил у Департамента культурного наследия и правительства Москвы в целом, чтобы противостоять нажиму РЖД. Хотя экстерриториальностью в смысле охраны культурного наследия не пользуются даже дипломаты. Они, более того, самым охотным образом защищают особняки, которые они получили». «Всего таких случаев 10-12. Мы их помним и знаем. Это Строгановский парк, дача Строганова, где сейчас вырезан фрагмент из территории памятника для того, чтобы построить в историческом парке детский сад. Строительство детского площадки на пятне снесённого в советские годы Семёновского кладбища. Что помешало мэру города лично приехать и сказать, что одно другого не стоит?», — резюмировал Рахматуллин.
Комментарии читателей (0):