Михаил Вишневский: «Не надо демонизировать Болонский процесс»

8 сентября 2011  08:03 Отправить по email
Печать

Сокращение социально-гуманитарных блоков в образовании может негативно повлиять на процесс обучения в случае небрежного отношения к себе. Об этом заявил доктор философских наук, профессор, первый проректор Могилёвского государственного университета им. А.А. Кулешова Михаил Вишневский 5 сентября в Костроме в ходе X Международной недели КГУ им. Н.А. Некрасова «Диалог культур – культура диалога», передаёт корреспондент ИА REX. «С одной стороны, это позитивный опыт, с другой – нарастают проблемы. Я бы начал со школы. В 2008 году в Белоруссии началась дискуссия по поводу введения 12-летней школы, и после возвращения 11 классов была затронута социальная сфера. Мы должны учесть неоднозначную реакцию на прежний курс. Новый курс выстраивался по-другому: у него более прозрачная структура. Думаю, что итог скорее положительный, и для меня как для руководителя нового курса, встал вопрос с вузами: что дальше? Был школьный курс и вузовский курс, и не было вопроса о том, как они стыкуются. Выявилось, что новое из того, что мы объясняем в вузах – политология, социология, право – уже объясняется в школах. Просто оставить это в вузах означает дискредитировать вузовские курсы. В программах вузов я обнаружил, что они не согласованы между собой. Мы все столкнулись с тем, что в системе высшего образования блок социально-гуманитарных дисциплин стараются сократить. Я повторяю: если люди что-то считают негодным, то об этом стоит задуматься. Волна предложений и требований по сокращению блока то поднимается, то опускается, но не исчезает. Шли разговоры, что первая ступень образования растянута, и 5 лет для образования не нужны. Президент Белоруссии Александр Лукашенко выступал на совещании и высказал весьма радикальные мысли, например, об анализе социально-гуманитарного блока, в чём у нас наблюдается сходство. То есть зафиксированы претензии главы государства к социально-гуманитарному блоку и желанию сократить обучение на 25%, то есть, по сути, на 1 год. Если просто сократить – может быть беда, особенно если сократить бестолково. Нынешние вузы уже не те, что были лет 15-20 назад. Тогда у нас были конкурсы. А теперь конкурсы в России и Белоруссии разные – и большие, и маленькие», - заметил Вишневский.

Профессор убеждён, что необходима совместная работа двух стран в этом направлении: «Я убеждён, что социально-гуманитарный блок имеет перспективы, и мы можем надеяться на повышение его авторитета только в том случае, если мы сами позаботимся друг о друге. Сегодня это проводится разрозненно. По факту единства нет. Это тупик и путь в никуда. Должен быть интегрированный блок. Мы должны выстраивать вузовский цикл на базе школьного гуманитарно-социального образования. Болонский процесс не надо демонизировать – это нормальный процесс. Он не требует ничего обязательного, просто мы должны определить принимаемые позиции и действовать последовательно. Я не знаю, на чём остановится сокращение часов социально-гуманитарного блока в России и Белоруссии. Если мы в этой ситуации продумаем и выдвинем убедительные предложения, то у них есть шанс на успех. Если мы решим что-то для себя, и если это будет решение с учётом желания заказчика, тогда есть шанс на успех».

Он также предложил классифицировать социально-гуманитарный блок: «Я предлагаю вариант: положим, мы выстраиваем социально-гуманитарный блок заново. Я бы предложил его разделить на 4 модуля и дать каждому называние. На мой взгляд, первый блок должен называться «Философские особенные познания и практики». Второй блок я предлагаю озаглавить как «Экономические основы общества». Далее идут «Основы социально-политических знаний», и последний, четвёртый модуль – это «История и культура». Все дисциплины надо составить по минимальным и максимальным критериям и сделать большой разрыв, чтобы можно было учесть специфику разных вузов. Я убеждён, что модули должны быть гибкими, и не надо фиксировать время и наполнение, но надо определить прописанный минимум и знания на выходе. В чём особенность предложения? Если пойти по этому пути, то ни одну из ныне существующих дисциплин мы не вырезаем. Возможны варианты и изменения, ведь это гибкая система. Если мы продумаем междисциплинарные связи социально-гуманитарных наук и продумаем их связи с другими учебными предметами, мы в итоге поднимем авторитет нашего блока. Эта схема не предлагает радикальной ломки. Какие останутся часы – это отдельный разговор. Мы должны отчётливо представлять, что система достигается через фундаментализацию. Самый трудный момент – оперативная подготовка цикла учебников, но нельзя, чтобы все разделы были порознь. Интеграция – это путь к повышению качества».

Напомним, Болонский процесс – система, зародившаяся и процветающая преимущественно в европейских странах. На данный момент в Болонский процесс включены 47 стран, в числе которых и Европейский союз. Одними из целей Болонского процесса являются увеличение конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования, способствование мобильности студентов, облегчение трудоустройства за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Многие эксперты, однако, полагают, что введение Болонского процесса в России может лишь навредить отечественной образовательной системе. По их мнению, сплетение Болонского процесса с российской общеобразовательной программой породит путаницу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть