Политолог Лев Вершинин и политконсультант Анатолий Вассерман прокомментировали корреспонденту ИА REX последние события в Ливии.
Лев Вершинин:
Всё слегка проясняется с историей убийства командующего мятежников. По информации Алана Жюля, на похоронах генерала Юниса, вопреки бодрым заявлениям «Совета», действительно, было нехорошо. Сын убитого, в самом деле, призывал Муамара вернуться и навести порядок. Заявление было встречено аплодисментами. Затем семья убитого наотрез отказалась от встречи с г-ном Джалилем. Не помогло даже объявление о назначении преемником убиенного его родича и сотрудника Сулеймана Махмуда Юниса, который не стал спешить принимать назначение, а обещал «подумать». После чего г-н Джалиль по этому поводу дал срочную пресс-конференцию, где, окруженный «повстанцами» из французских ЧВК, потребовал роспуска всех «бригад племён», — то есть, ополченцев, — расквартированных в Бенгази. В противном случае, дескать, аресты и суровые наказания. В связи с чем возникает вопрос: если племена (то есть, ливийскую часть «повстанцев») предложено исключить из борьбы, на кого в таком варианте рассчитывает г-н Джалиль?
Далее месье Жюль коротко сообщает о разногласиях по поводу «кто виноват?». По всем данным, убийцы принадлежат к «Бригадам 17 февраля» — неформалам-сенусситам, занимающимся «зачистками». Называется даже конкретно имя Фаузи Бу Кифта, шефа этих неформалов. Однако и неформалы, и лично г-н Бу Кифт очень близки к «главе Совета», поэтому он поначалу предпочёл обвинить в убийстве группировку «Бригада Абу Обейда Аль Jarah», сформированную из бывших заключенных-исламистов, имевших зуб на генерала Юниса. И ещё на пришельцев из города Дерна, с которыми эта «бригада» тесно связана. Якобы убийцы кричали, что генерал «убил их отца». А Дерна, между прочим, «столица» так называемого «Исламского эмирата», возглавляемого Абделькаримом Аль-Хасадом, активистом «Аль-Каиды» и бывшим узником Гуантанамо. «Эмират» людям из Бенгази не подчиняется, там действуют свои законы (по которым, скажем, чёрная кожа — повод для казни), так что перевод стрелок, на первый взгляд, был вполне логичен. Однако г-на Джалиля тотчас одёрнули спонсоры: признание ведущей роли исламистов в Киренаике им совершенно ни к чему. К тому же, по общему мнению, «Совет не решится ссориться с исламистами». Так что, марионетка мгновенно дала задний ход, объявив, что убийство было «личной инициативой» какого-то мелкого курбаши по имени Мустафа аль-Рахб (его, видимо, не жалко).
В целом, полагает месье Жюль, Бенгази вышел из-под контроля «Совета», и теперь там вовсю действуют бородачи и наёмники, пытающиеся взять город под контроль, а «бригады племён» разоружить. Что пока что не очень получается, поскольку к отрядам племени Овейди успели присоединиться выпущенные ими из тюрем пленные лоялисты, а также многие жители столицы «Свободной Ливии». Безусловно, оценки блогера, собирающего информацию по крупицам, в общем, могут быть и неверны. Однако его мнение в основном поддерживают и бенгазийские корреспонденты Associated Press, уточняя, что тяжёлые бои минувшей ночью шли в районе базы «батальона Нидаа» (к слову сказать, ещё позавчера считавшегося одним из главных, «гвардейских» подразделений «Совета»), и репортёры Reuters, утверждающие, что бои не прекращаются и сейчас, причём племя Обейди выступает однозначно против «Совета», а отряды племени Варфалла раскололись. Помимо прочего, к уже известному нам, они добавляют, что в «Бенгази царят хаос и беззаконие», а «источники, близкие к Совету прогнозируют вспышку племенной вражды, остановить которую будет невозможно, если в ближайшее время не удастся добиться реальных, впечатляющих успехов».
В связи со всем этим, учитывая полную неспособность организовать очередное наступление на Брега, ставки делаются на «западный фронт», в первую очередь, на берберов с гор Нафуса. Вернее, уже не совсем на берберов, потому что на острие их наступления идут некие «танки» и «лёгкие бронемашины миланского производства». Мало кто сомневается в том, что экипажи боевых машин сформированы не из полуграмотных горцев, впервые увидевших танк, зато очень многие выражают уверенность в том, что «наземная операция Франции началась».
Как бы то ни было, в данный момент, если верить информации «повстанцев» и «цивилизованных» СМИ, в данное время «танки повстанцев вышли на подступы к Tiji, важному опорному пункту правительственных войск, и надеются взять его штурмом к ночи с воскресенья на понедельник». Получится, не получится, — кто знает. Если пункт и впрямь «важный, опорный», на мой взгляд, едва ли выйдет что-то путное. Также сегодня делают очередную попытку сделать рывок к непокорному Злитену боевики из Мисураты. Правда, минувшей ночью недалеко от города они уже нарвались на встречный бой, понесли тяжёлые потери, однако пока что всё ещё собираются «с Божьей помощью скоро-скоро быть в Zlitan». Однако как в штабе берберов, так и в Мисурате убеждены в том, что «если НАТО не увеличит объёмы бомбардировок, на успех надежды мало». Особо сердит их, что после вчерашнего удара по спутниковым антеннам, Ливийское ТВ всё-таки продолжают трансляцию. «Французы должны понять, что пока Каддафи говорит, а люди его слышат, победа революции невозможна, — сказал Abdelbadr Адель, повстанец из Западных гор. — Его речи заряжены заклинаниями языческой ведьмы из южного Чада. Ей 500 лет и она живёт в глубокой пещере, так что нам, при всей нашей отваге, с этим не справиться. Но если он замолчит, мы победим...».
Анатолий Вассерман:
Полковник побеждает. Об этом можно судить по изменениям в обсуждении ливийских событий российскими госСМИ. В «Вестях» Всероссийской государственной телерадиокомпании очередной обзор событий в Ливии был выдержан в почти нейтральной тональности: едва ли не впервые на этом канале, вполне выражающем точку зрения президента РФ, упомянута народная поддержка Каддафи и неэффективность действий натовских бомбардировщиков и наёмников. Более того, спецпредставитель президента Маргелов упомянул: 2011.09.30 истекает срок ООНовской санкции на установление бесполётной зоны над Ливией, то есть юридических оснований для бомбёжек больше не будет. Маргелов также заявил о готовности России поддерживать отношения со всеми противоборствующими сторонами: мол, у России в Ливии нет друзей, кроме ливийского народа. Да и журналистов изрядно разозлила гибель троих коллег под НАТОвскими бомбами в триполийском центре спутникового вещания. Так что можно надеяться на некоторое ослабление агитационной лжи. Наконец, в репортаже показан фрагмент выступления министра иностранных дел Франции: единственное требование — отказ Каддафи от всех полномочий и уход со всех постов. Учитывая, что данное требование исполнено уже несколько десятилетий назад, это можно трактовать как признание готовности нынешнего президента Франции пожертвовать всеми своими планами ради сохранения остатков лица перед предстоящими в следующем году выборами.
Комментарии читателей (0):