Кому нужны русские?

23 июня 2011  15:09 Отправить по email
Печать

Радикальный либерал, известный публицист и писатель, автор нашумевших книг «Russian X-files», «Конец феминизма», «Апгрейд обезьяны, Большая история маленькой сингулярности», «Судьба цивилизатора» Александр Никонов в своём блоге предлагает очень просто решить проблемы России и её ненужного для элиты русского населения. Вот его рецепт: «Куда девать лишнее население, я отвечу. Население — это капитал. Тем более, белое образованное население с христианскими (в анамнезе) корнями. Такое население легко интегрируется в Европу, без культурной ломки. Напротив! У наших людей есть некий комплекс неполноценности по отношению к европейцам: мы даже на бытовом уровне остро чувствуем свою отсталость. И потому будем интегрироваться с утроенной силой. Русские не создают диаспор. Они встраиваются. Иными словами население должно в условиях свободного и открытого рынка свободно мигрировать по всем развитым странам планеты, перетекая туда, где есть работа. Именно к этому в перспективе и ведут Медведев с Путиным, требуя от Европы постепенного снятия визовых ограничений. Европа по глупости пока не понимает своей же пользы». Можно ли согласиться с Александром Никоновым? Эксперты ИА REX прокомментировали оригинальную трактовку политики руководства РФ в евроинтеграции российского населения.

Лариса Бельцер-Лисюткина — культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Ну, в принципе Никонов прав. Можно только добавить, что перед вызовом жить планетарно стоят не только россияне, а весь мир, но у россиян и у людей с постсоветского пространства, несомненно, есть те преимущества, которые он перечисляет. В отличие от людей из исламских стран, создавших свою цивилизацию, отличную от иудео-христианской, бывшие советские люди являются всё же частью европейской культуры. У них нет таких мотивов: враждовать с европейским укладом, хранить свои культурные и религиозные традиции. Им надо только слегка поменять привычки и понять правила игры в тех западных странах, куда их забросит судьба. Между прочим, в богатых странах Востока постсоветских людей тоже полным-полно, и там они тоже интегрируются «без швов».

В Германии сейчас сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, существует расхожий миф, что иммигранты из бывшего СССР составляют самый большой контингент в немецких тюрьмах (это неправда, по статистике они не на первом месте, хотя их там немало), с другой стороны, я слышала в прошлом году в телепрограмме по итогам года, что эти же самые иммигранты из бывшего СССР являются чемпионами по успешной интеграции. Они интегрируются лучше всех.

Те российские люди, с которыми я тут конкретно общаюсь, это высокообразованные, прекрасно воспитанные, открытые миру, творческие и успешные представители поколенческой когорты 30/50-летних. И двуязычные студенты, в возрастной когорте 20/25, выросшие уже в Германии, тоже впечатляют своим потенциалом. Для России это потеря, для Германии приобретение.

Игорь Богатырёв журналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Россия):

Вообще-то, это выглядело бы вполне логичным, если бы страны, активно ратующие за «мультикультурность» и «толерантность», в том числе и за их насаждение на территории других стран (в том числе и России), показали бы пример в этом, и открыли бы свои границы для всех желающих. Я имею в виду, разумеется, страны Европы, а в первую очередь — США.

Нестор Комарницкий — финансист и независимый журналист (Украина-Россия):

Александр Никонов, как и многие украинские политики, не понимает того, что понимают принимающие решения в Европе. Очередная массовая волна эмиграции, вызванная либо снятием визовых ограничений, либо каким-нибудь ассоциированным членством Украины в ЕС окончательно похоронит идентичность Старого света как цивилизации.

Не так уж и страшен русский или украинец, попивающий Хайнекен где-нибудь на окраинах Амстердама после рабочего дня. И вопрос даже не в том, будут или не будут создавать диаспоры новые эмигранты. Вопрос в том, что количество эмигрантов постепенно переходит в качество смыва в исторические анналы культурного слоя и уровня жизни среднего европейца.

Михаэль Дорфман — публицист и издатель (США):

Александр Никонов неправ. Русские создают диаспору, да ещё как. Я не говорю о русскоязычной диаспоре, о третьей эмиграции 1970-90х гг., которая по преимуществу еврейская и создала свою диаспору. По семейным обстоятельствам я могу наблюдать изнутри первую (до и после революции 1917) и вторую эмиграцию (послевоенную, 1940-50х гг.). Моя жена из семьи казаков, ушедших с Дона во время войны.

Это большая и самодостаточная диаспора, пронизанная внутриобщинными связями, сплочённая узами общей памяти и православия, а также тесными семейными связями. Если коротко, то у русских нет проблемы с диаспорой. У русских есть проблема с метрополией, которая исторически была для диаспоры не матерью-родиной, как для других, а более или менее, но неизменно злой мачехой.

Григорий Трофимчук политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Россия):

Русские люди устроены так, что в основной своей массе они никуда не перетекут. Даже отдельные примеры с российскими ностальгирующими режиссёрами, оторванными от своих берёз (тот же Тарковский) говорят обо всём. При наихудшем раскладе русские умрут на своей земле вместе со своей страной как геополитической единицей.

Если какие-то русские где-то ассимилировались и растворились, то на европейских традициях это никак не сказывается — они остаются неизменными. Если бы русские могли создавать мощные диаспоральные гнёзда, то только в этом случае они могли бы претендовать на изменение формата страны проживания.

Что касается миграционного аспекта, это очень интересный вопрос. Если граждане РФ будут вынуждены, рано или поздно, в массовом порядке уезжать, со своими семьями, на Запад, Восток и Юг, то к ним там будут относиться так же, как сегодня сами россияне относятся к таджикам и киргизам, работающим дворниками. Это будет самое страшное историческое испытание для знаменитого и гордого русского характера, сравнимое, разве что, с игом Золотой Орды.

В таком массовом миграционном оттоке уже не будет места ни христианским ценностям, ни культуре как таковой — не надо иллюзий. Только одно мощное, подавляющее стремление выжить и накормить детей.

Естественно, Евросоюз визовые ограничения для россиян не снимет, он не для этого так бережно и аккуратно возводил Шенгенскую зону. Если русским раньше было сложно выехать, то теперь им сложно въехать. Но предметом рыночного торга с РФ этот вопрос будет оставаться ещё долго. Скорее всего, русских будут нанимать в стране исхода, России, под конкретные строительные (и другие) нужды, и уже вот этой конкретной группе предоставлять некие визовые льготы. Допустим — армии российских учёных, отъезжающих на Запад на специальном «философском корабле». В остальном россияне будут оставаться для ЕС «таджиками» и «киргизами». Поэтому сегодняшние высокомерные насмешки над Равшанами и Джамшутами вылезут им боком.

Кстати, вопрос ещё и в том, а сколько к моменту такого гипотетического расклада останется самих русских. Возможно, для этого небольшого народа будет как раз впору группа островов в Океании, которая так и называется — «Острова россиян», находящихся между о-вами Кука и о-вами Туамоту.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть