«Дом Высоцкого» может исчезнуть: Что построят на месте исторического здания?

14 июня 2011  10:18 Отправить по email
Печать

Многим москвичам известен дом на Малой Грузиинской, в котором жил знаменитый бард и актёр Владимир Высоцкий. Однако не многие знают, что этот дом и еще несколько зданий по соседству находятся под угрозой повреждения и даже полного разрушения, передаёт корреспондент ИА REX

Рядом с «домом Высоцкого», по адресу ул. Климашкина, д. 7/11 находился один из доходных домов архитектора Нирнзее, когда-то известный памятник архитектуры. В течение нескольких лет власти Москвы пытаются построить здесь «Элитный дом 1-й категории» — с подземной автостоянкой и дорогостоящим жильём. Расположение удобное, район спокойный — практически напротив здания находится знаменитый костёл, а рядом стоит дом знаменитого музыканта. Однако местные жители категорически не согласны с окончательным разрушением исторического здания и строительством на его месте нового дома. Тем не менее, председатель инициативной группы по сохранению исторического облика района Юлия Калацкая заявляет, что власти их попросту не слышат, а все запросы и жалобы отправляют «вниз».

Большой Тишинский переулок Фото: ИА REX
Большой Тишинский переулок Фото: ИА REX
«В гаражах и подвалах живут бомжи, охраны никакой нет. Посмотрите на стены: 1 метр 40 сантиметров. Дом был в совершенно идеальном состоянии, и он бы еще триста лет простоял. По градостроительному плану 2002 года там надлежало заменить деревянные перекрытия, и то не во всём доме. Мы неоднократно писали запросы, интересовались, но в результате дом был продан. Кто был заказчиком — мы не можем понять до сих пор, потому что компания „Фобос“ — это совершенно ненормальные люди, которые на закрытом тендере выиграли несколько объектов. Несмотря на то, что мы их выгнали отсюда в 2009 году, они до сих пор содержат этот дом в аренде, платя городу за аренду этого участка один рубль. И за эту аренду вот в таком состоянии они и содержат. У них было плановое реставрационное задание, по которому они должны были укрепить плановый фундамент, стены В итоге фундамент они не укрепляли — ни мешка с цементом, ни бетономешалки здесь не было и в помине. Не укрепили потому, что уже сейчас идёт оползень, и рядом идет коллектор воды 1903 года, из-за которого часть участка „вспучилась“, поскольку идёт глубинный отрезок воды. Правда, эти части участка они стыдливо закрыли плитами», — рассказала она.

В данный момент от когда-то красивого здания и правда ничего не осталось: крыша отсутствует, повсюду кирпичные руины, в стенах зияют окна домов. Территория никем не охраняется, попасть на ней любой человек, в том числе и ребёнок, рискуя получить травмы. Также, по признанию Калацкой, жители дома пытались вести диалог и с архитектором новостройки, и с «Москомнаследием», но встречного отклика не было. «Что они на самом деле здесь хотели сделать — мы так и не поняли, поскольку, согласно одному документу, дом у них имеет прямоугольную форму, а другому — Г-образную. Но самое интересное — это проектная документация. На наш вопрос архитектор Пальцев так и не ответил. За основной стеной должна быть несущая стена нового дома. Я сказала: «Вы оставляете фасадную стену под реставрацию, которая была по плановому заданию. По документам у вас эта стена — 80-90 сантиметров, и расстояние — 30 см. Дальше у вас идёт самонесущая стена длиной 40 см. Глубина подоконника — 1 метр 60 см. А как будут жить люди? Ответ был убийственным: „Можно сделать окошки“. Какие можно сделать окошки, если они вписываются в фасадную стену? За этим проектом стояла рабочая документация, в которой на самом деле было ясно, что они хотят здесь делать, но они нам её попросту не давали. В „Москомнаследии“ мне ответили: „Ну что вы так за этот дом тревожитесь? Вы знаете, сколько он в Москве понастроил?“. Оставалось 13 домов, а сколько их осталось на данный момент? У нас было такое ощущение, что попросту идёт рейдерский захват. Дом попросту убили, поселили сюда бомжей, а соседние дома, в которых мы живём, находятся под угрозой. Город был заказчиком и согласовывал все документы. Мы 4 года спрашивали: „Как такие согласования могли быть получены?“. Двор, который сейчас разрушили вместе с домом, был в совместном пользовании, и сюда можно было пройти через лестницу. У нас ведь одна проезжая часть, а двор находился на соседней, нынче разрушенной территории. Впоследствии нам заявляли, что этой лестницы не существует, и когда мы сидели на Согласительной комиссии, господин Суворов, представитель „Фобоса“, заявил нам об этом, глядя в глаза. Памятника-то нету. Очередной дом убит. Когда снимали крышу, было такое ощущение, что с меня заживо сдирают кожу. А во время этих работ жители соседнего дома, в котором жил Владимир Высоцкий, с диванов падали. Что мы только ни делали — и митинги, и протесты. „Архнадзор“ нам с самого начала очень помогал. Константин Михайлов писал о нас в „Известиях“, и вообще постоянно в курсе ситуации. Также огромную помощь оказывал лидер партии „Яблоко“ Сергей Митрохин», — рассказала Калацкая.

Большой Тишинский переулок Фото: ИА REX
Большой Тишинский переулок Фото: ИА REX
Напомним, некоторое время назад правительство Москвы вынесло решение о приостановке строительных работ в историческом центре города, а мэр Сергей Собянин назначил ревизию всех ранее выданных разрешений. Однако, по словам Калацкой, компания «Фобос» продолжает начатые ранее действия, несмотря на выданные правительством города постановления. «Дом признали исторически ценным градообразующим объектом, а месяц назад мы получили письмо от Сафронова о том, что в полномочия „Москомнаследия“ это теперь не входит. Кто держит всю эту команду, которая занимается этой застройкой, мы понять не можем. Сначала мы думали, что это Юрий Лужков, затем думали на Елену Батурину, но уже нет ни Лужкова, ни Батуриной. У нас такое впечатление, что у властей попросту вакуумная подушка между Собяниным и жителями, потому что мы писали ему трижды, но, как мне сказали в управе на мои предупреждения сообщить обо всём Собянину: „Напишите, мы всё равно обратно получим все сообщения“. И действительно — так и происходит: мы пишем Собянину, потом это идёт Байдакову, потом это идёт в управу. Это тупик. Так происходит третий год. А процессы идут страшные, поскольку гидрогеологического обследования не делали, а сделали только техническое задание по линии метрополитена, проходящего снизу, и в итоге у нас идут оползни и просадки. Серьёзные учёные сделали нам бесплатные экспертизы по гидрогеологии, которые подтверждают нашу правоту. Однако их не принимают, говоря о том, что они не знают таких организаций. А между тем, в заключении говорится о том, что отрезок от Малого Тишинского до Волкова потенциально опасен, и там никакой динамики и вибрации, и пишут, что в случае дестабилизации грунтов возникнут провалы, и коммуникация будет серьёзно повреждена. И это уже происходит».

«Странная ситуация» происходит и с самим «домом Высоцкого», который находится на распутье новостроек: с одной стороны он может пострадать от стройки на месте дома Нирнзее, с другой — от новостройки на месте студенческого общежития консерватории. Причем, по заявлению председателя инициативной группы Овсепа Манасарьяна, на месте общежития будет построено не новое общежитие для студентов консерватории, а гостиница с подземной автостоянкой и всеми современными удобствами. «Непонятна ситуация с планирующимися подземными гаражами на 99 машин. Я специально выяснял этот вопрос — студенты общежития консерватории имеют всего три автомобиля, которые в общей сложности стоят около тысячи долларов. Пусть застройщики не врут — это будет коммерческая 15-этажная гостиница, хотя нам и говорят, что это будет новое общежитие для студентов. Архитектор будущего проекта говорит: «У нас такая талантливая музыкальная молодёжь, надо создать ей наилучшие условия». Но я спрашиваю: «А где же Ойстерхи, Рихтеры, Спиваковы? Что-то не появляются. А не появляются почему? Потому что уезжают из страны — и правильно делают. Если бы я сказал такое 20 лет назад — я бы отправился в сумасшедший дом», — подчеркнул он.

Но и на этом участке застройка новыми домами не заканчивается. Реконструкция ещё одного исторического здания, начатая по адресу Большой Тишинский пер., д. 30/44, что находится чуть дальше упомянутых выше домов, также угрожает соседним домам разрушением. По словам жительницы соседнего с разрушенным зданием дома Натальи Полухиной, жильцы многих квартир жалуются на появление щелей и трещин. «У меня есть фотографии, которые наглядно демонстрируют трещины, образующиеся от действий строительных бригад по соседству. Мы ставили „заглушки“ на стенах и в квартирах с помощью глиняных мазков и рядом с ними писали даты их проставления. Как можно увидеть, на их месте образовались трещины и местами даже щели. Такую же ужасающую картину можно увидеть и под нашим домом: около его основания, под самым фундаментом, образовалась огромная щель. Часть этой щели рабочие наспех заделали, но часть так и осталась незаделанной. И это вдобавок ко всем тем проблемам, которые мы уже имеем от этой стройки. Плюс ко всему, рядом с огороженной территорией находится другой дом, в котором есть детская площадка и играют дети», — рассказала она.

Как ранее сообщало ИА REX, несмотря на выданные мэром и правительством Москвы указания и поручения, касающиеся приостановки застроек и разрушения памятников архитектуры в городе, многие специалисты выразили сомнение в том, что эти поручения возымеют силу. Директор НИИ культурного и природного наследия России Юрий Веденин выразил уверенность в том, что давление девелоперов на мэра Москвы Сергея Собянина будет только усиливаться, и исход этого давления неясен — поддадутся ли чиновники давлению, либо же останутся привержены своим первоначальным указаниям.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть