Два крупнейших региона России – Москва и Татарстан ликвидировали подразделения по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП), сообщили корреспонденту ИА REX в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). В структуре правительства Москвы объединены два департамента: науки и промышленной политики и поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Создан единый Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. В структуре правительства Татарстана ликвидирован Комитет по развитию малого и среднего бизнеса, вместо него создано Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.
Вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев считает, что практически одновременное решение правительств двух крупнейших российских регионов о, пусть не ликвидации, но реструктуризации собственных органов, ответственных за поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, поставило вопрос ребром: а может, назначенные относительно недавно на свои посты мэра Москвы Сергей Собянин и президент Татарстана Рустам Минниханов знают нечто большее о том, что день грядущий готовит «политике поддержки МСП», чем все остальные губернаторы. «Политика и практика государственной поддержки малого предпринимательства в России по большому счету имеет два «этапа большого пути». Первый: с начала, точнее, даже с середины 1990-х годов и вплоть до начала 2000-х («домэровский» или «маповский» период). Второй: с 2005 года и по наши дни («мэровский») – почитай, уже шесть лет. Неудачи и того, и другого «этапов» очевидны (кое-кто называет их «отдельными системами поддержки», но отличий между ними сегодня настолько мало, что на самостоятельные системы не тянут). Когда политика первого этапа «господдержки МП» полностью доказала свою неэффективность и от неё отказались вместе с прежней «версией» Министерства по антимонопольной политике (в функции которого входила и «господдержка»), первые робкие шаги новой команды Минэкономразвития были сделаны в верном направлении: правоустановление и правоприменение. Но уже через годок-другой эта «робость» сменилась попыткой скрестить если не «ужа с ежом», то коня и трепетную лань. Снова в сектор малого предпринимательства (или якобы в него) стали вливаться государственные средства (сначала небольшие, а потом увеличиваясь методом «снежного кома»). Точнее так: вливаться с федерального уровня они стали в бюджеты субъектов РФ, а оттуда, пополнившись региональными реками и ручьями, – далее в малый бизнес (сегодня – ещё и в средний)», - заявил Буев.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«С 2005 по 2010 годы объёмы финансовой поддержки (или «поддержки») малого бизнеса из федерального бюджета выросли в 16 раз (данные Минэкономразвития), - продолжает эксперт. - Многократный рост выделяемых ресурсов вслед за федерацией демонстрировали и в большинстве российских регионов (особенно если они претендовали на получение федеральных средств по статье на МСБ). Аналогичного близкого (качественного) роста в секторе МСБ не наблюдалось: напротив, падение или застой. Институционально политику «скрещивания» нефинансового создания условий и финансовой поддержки сосредоточил на себе департамент Минэкономразвития, в разные периоды времени носящий разные наименования. Но если первоначально в нём наряду с «раздачей денег» были сосредоточены и крайне необходимые функции проведения административной реформы (идеолога и разработчика), снижения административных барьеров (важно для развития бизнеса), развития торговли, конкуренции, и даже отчасти госзакупок, то год от года полезный функционал ужимался. «Ушла» торговля (в другое министерство), «ушла» конкуренция (став отдельным департаментом), «ушла» административная реформа вместе с административными барьерами (тоже – в другой департамент). Возник ещё один департамент оценки регулирующего воздействия (оценка правоустановления и правоприменения). Все ключевые функции, способные приносить «совокупному» предпринимателю реальную пользу через создание благоприятной бизнес-среды, теперь автономны от функции «раздачи денег». А практически единственная функция по раздаче больших слонов и маленьких слоников («трансфертов» по статье «МСБ» в региональные бюджеты) осталась за департаментом, носящим звучное название Департамента развития малого и среднего предпринимательства. Фактически этот Департамент по инерции «генерирует» сегодня правительственные решения, суть которых только в одном: какому региону (региональному бюджету) и сколько денег дать (при том, что эта раздача никак не коррелирует с тем, развивается в России сектор МСБ или стагнирует)».
Эксперт обращает внимание, что вокруг выделяемых средств снова сформировался круг государственных, общественных и общественно-государственных синекурных «институтов», «обслуживающих», «защищающих», «содействующих», «финансирующих» МСБ. «Однако, возможно, 2010 и 2011 годы – «пиковые» с точки зрения выделения федеральных денег на МСП. Сегодня проявились признаки возможной «обратной» пусть пока не тенденции. В бюджетных планах на 2012 год на «поддержку» малых предприятий закладывается уже 10 млрд рублей, а в 2013 – «всего» 5,8 млрд. Вот этот-то импульс острожной трансформации «приоритетов» федеральной власти, а также собственное ощущение того, что деньги тратятся нерезультативно и неэффективно, вероятно и был воспринят Москвой и Татарстаном и трансформирован в состоявшиеся административно-управленческие решения. Возможно, теперь Москва будет больше заниматься собственно выработкой и реализацией политики развития промышленности/предпринимательства и интеграции последних с наукой, чем простой раздачей денег. А Татарстан – больше политикой привлечения в регион (или «генерирования» внутри региона) частных и/или смешанных инвестиций, чем писанием «заявочных бумаг» в департамент, «развивающий» малое и среднее предпринимательство. Реструктуризация же не просто двух, а двух десятков структур региональных органов власти (в части функций «раздачи слонов») наверняка даст и обратный импульс на федеральный верх», - резюмировал Буев.
Комментарии читателей (0):