Сирийская делегация во главе с министром иностранных дел Асадом аш-Шайбани прибыла в Саудовскую Аравию с первым заграничным официальным визитом. Визит проходит менее чем через месяц после того, как был свергут режим Башара Асада. С состав делегации также входят министр обороны Мархаф Абу Касра и глава службы общей разведки Анас Хаттаб. Ранее глава новой сирийской администрации Ахмед Аль-Шара встречался с делегацией Саудовской Аравии во главе с советником королевского двора в народном дворце в столице Дамаске. Также в Дамаск прибыл первый саудовский самолёт с гуманитарной помощью в рамках объявленного Эр-Риядом воздушного моста. Подробности сирийско-саудовского диалога не разглашаются, но эти акции проходят в контексте укрепления отношений между Сирией и соседними арабскими странами. Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«С начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, сирийские политики и дипломаты столь высокого уровня не посещали королевство. В этот раз стороны, как отметили в Дамаске, были намерены провести переговоры, «посвящённые усилиям по достижению политического урегулирования сирийского кризиса при обеспечении единства, безопасности и стабильности Сирии». И появились итоги переговоров, обозначенные в совместном заявлении. В нём содержатся многозначительные тезисы. Первый: о «необходимости поддержки сирийских государственных институтов, расширении их контроля над сирийской территорией. И второй: «прекращение присутствия вооружённых формирований и вмешательства извне во внутренние дела Сирии».
Второй тезис нуждается в дешифровке. В настоящее время на севере Сирии незаконно присутствуют вооружённые силы США численностью 2000 человек. Они находятся на границе между Сирией, Ираком и Иорданией и расположены на важнейшем шоссе Дамаск-Багдад, которое играет жизненно важную роль для Дамаска. Российские ВКС появились в Сирии в конце августа 2015 года на основе двустороннего соглашения. Действует также материально-техническая база ВМФ в Тартусе. Что касается Ирана, то его военные подразделения после более 13-летнего пребывания покинули Сирию. Поэтому возникает вопрос: воспринимает ли Эр-Рияд военное присутствие США и России в Сирии в едином контексте внешних центров силы в этой стране или делает различия? Раньше в Эр-Риаде определённые силы представляли операции ВКС в Сирии как «союз России с Ираном, а не как борьбу против ИГИЛ* (террористическая организация, запрещённая в России)». Был и другой подход: Россия ведёт борьбу с ИГИЛ* (террористическая организация, запрещённая в России) и в этом отношении состоит в первую очередь в неоформленном альянсе с США, и только во вторую – с Ираном. Подписанное при посредничестве Китая ирано-саудовское соглашение о нормализации отношений внешне сняло остроту этой проблемы, хотя ситуация остаётся крайне противоречивой. Пойдя на улучшение взаимодействия с Ираном, Саудовская Аравия преследует задачу по суверенизации зоны Залива — то есть снижения присутствия Вашингтона в регионе и уменьшения его вмешательства во внутренние дела», – отмечает эксперт.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Вместе с тем, отмечает политолог: «Сейчас арабов больше волнует не Россия. Потому что два тезиса в совместном заявлении Саудовской Аравии и Сирии объединяет стремление оградить действия таких внешних сил, которые пытаются оказывать влияние на формирование сирийских государственных институтов. Это - США и Турция. Вашингтон действует в русле подпитки в Сирии сепаратистских настроений в курдской среде с подключением Иракского Курдистана и с проекцией на Иран и Турцию. Но сейчас, как считает ливанское издание Lebanon24, «под ударом арабов оказывается Турция». Не случайно вслед за визитом в Дамаск главы МИД Турции Хакана Фидана Сирию посетили делегации из Иордании, Катара и Саудовской Аравии. По словам американского стратегического аналитика Ричарда Вейца в интервью газете «Аль-Хурра», «целью таких визитов является стремление ограничения турецкого влияния в Сирии, даже учитывая, что интересы Турции и арабских стран, возможно, не всегда пересекаются»».
«В арабском мире Сирию воспринимают как страну с мистической историей. Даже османские султаны полагали, что эффективно управлять империей нужно было не из Стамбула, а из Дамаска. Поэтому арабские страны чувствительно относятся к происходящим в регионе геополитическим переменам, и опасаются того, что президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану удастся перелицевать Сирию на новоосманский лад, приблизив её к себе, отдаляя от арабов. Турки уже «подмяли под себя» север Сирии и, если верить турецким СМИ, «успешный опыт Идлиба, Алеппо и других «протурецких» территорий планируется масштабировать и на другие районы страны». Так что битва за Сирию ещё только начинается», – заключает Тарасов.
Комментарии читателей (0):