Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает врагами России тех, кто пытается оспорить государствообразующую роль русского народа, урок 1917 года не должен быть забыт, сообщает REX 20 декабря.
«Настойчивые попытки внести этнорелигиозную напряженность в общество - одна из серьезнейших угроз нашему историческому единству. Реализации этой угрозы служит в том числе стремление оспорить государствообразующую роль русского народа, отодвинуть русский народ на периферию осмысления исторического процесса и таким образом фактически переписать всю нашу историю», — сказал патриарх в докладе на ежегодном собрании Московской (городской) епархии.
По его словам, «подобные заявления, прямо перекликающиеся с ленинской национальной политикой столетней давности, нельзя не назвать попросту вражескими, направленными на разделение общества и угрожающими самой России».
«Урок исторических потрясений 1917 года и последовавшей затем гражданской смуты не должен быть забыт нами, и нельзя допустить, чтобы идеи, тогда сокрушившие жизнь нашего народа, вновь принесли страдания и бедствия нашему общему Отечеству», — заключил патриарх.
Патриарх Кирилл заявлял, что богатство дается не для того, чтобы кто-то «на Ferrari ездил и все время в каких-нибудь заграничных курортах отдыхал», нужно помогать нуждающимся.
Комментарии читателей (2):
"История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков" (В.Ключевский), но всегда есть те, кто не сделал выводы из уроков до сих пор: уже в эмиграции, некоторые заметные представители и деятели Белого движения, протрезвев на чужбине, нашли в себе силы, отставили свои былые взгляды на Гражданскую войну в России и сделали переоценку своего белогвардейского прошлого. Так, Вениамин (Федченко), митрополит в своем труде «Россия между верой и безверием», бывший епископ армии и флота при штабе Врангеля, будучи в эмиграции, так писал о событиях Гражданской войны: «У нас почти не было руководящих идей, как не было их, конечно, и при Деникине. Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера. Правда, они готовились к этому десятилетия. А что же мы все (и я, конечно, в том числе) могли противопоставить им со своей стороны? Старые привычки? Реставрацию изжитого петербургского периода русской истории и восстановление «священной собственности», Учредительное собрание или Земский собор, который каким-то чудом все-все разъяснит и устроит? Нет, мы были глубоко бедны идейно. И как же при такой серости мы могли надеяться на какой-то подвиг масс, который мог бы увлечь их за нами? Чем? Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин провала всего «белого движения» - его безыдейность! Наша бездумность! Если бы мы глубоко всмотрелись в исторический процесс, изучили его, поняли –тогда?... Тогда, вероятно, мы просто отказались бы от этого анти-исторического движения на него. Но мы не хотели думать, не могли думать: шли по инстинкту, по привычке, ощупью».
Ему вторит белый генерал Я. Слащев, которого в народе прозвали «Вешателем» (прообраз генерала Хлудова в булгаковском «Беге»): «Тогда я ни во что не верил. Если меня спросят, за что я боролся и каково было мое настроение, я чистосердечно отвечу, что не знаю… Не скрою, что в моем сознании иногда мелькали мысли о том, что не большинство ли русского народа на стороне большевиков,- ведь невозможно же, что они и теперь торжествуют благодаря лишь немцам и т. п. Но эти мысли я как-то трусливо сам отгонял от себя и противопоставлял им слухи о восстании внутри России и т. п. Это было ужасное время, когда я не мог сказать твердо и прямо своим подчиненным, за что я борюсь»
Вот так и выходит, что белые воевали сами не зная за что. Но, солдатикам нужно было что то "вешать", поэтому шли лозунги вроде "Спасения Отечества", "За единую и неделимую Россию" и. т д - совершенно оторванные от текущих потребностей жизни рабочих и крестьян и это говорит о том, что митрополит Вениамин и генерал Слащев, как и многие с ними урок выучили на собственном опыте, в отличие от многих, такого опыта не имеющих - и что делать в этом случае Истории?
Увы, сегодня беспамятство охватывает многих, включая, как видим, и Патриарха. Начав с правильной мысли он привязывает к ней опровергнутые ходом истории обвинения в адрес большевиков.