Дезинфляция в России не получила продолжения

Аналитик Беленькая объяснила жёсткость денежно-кредитных условий ЦБ РФ
20 июня 2024  12:36 Отправить по email
Печать

В Банке России заявили о необходимости более длительных жёстких денежно-кредитных условий (ДКУ). Это связано с тем, что наметившаяся в I квартале 2024 года дезинфляция не получила продолжения, заявила REX руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

В апреле и особенно в мае текущие темпы инфляции с корректировкой на сезонность развернулись вверх. В апреле текущий рост цен с поправкой на сезонность в пересчёте на год (SAAR) ускорился до 5,8% после 5,7% в среднем за I квартал 2024 года. Показатель базовой инфляции повысился до 8,3% SAAR после 7,1% в среднем за I квартал 2024 года.

Данные по инфляции за май оказались значительно хуже и без того высоких ожиданий. Инфляция ускорилась до 0,74% м/м, с поправкой на сезонность в годовом выражении (SAAR, с.к.г.) месячный прирост цен увеличился до 10,6%, таким образом, приблизился к двузначным темпам III квартала 2023 г. (когда ЦБ начал резкое повышение ключевой ставки).

Впрочем, как отмечает ЦБ, в мае основная часть ускорения месячного роста цен пришлась на товары и услуги «с волатильной ценовой динамикой» - ускорился рост цен на услуги туризма и пассажирского транспорта и замедлилось снижение цен на плодоовощную продукцию.

Месячные показатели устойчивой ценовой динамики, рассчитываемые ЦБ РФ, в основном также ускорили рост по сравнению с апрелем, однако с исключением услуг туризма (волатильная компонента) ЦБ отметил их снижение.

Надежды на замедление инфляции в июне пока не подтверждаются. Росстат опубликовал недельные данные, исходя из которых по состоянию на 17 июня, среднедневной темп инфляции с начала месяца составил 0,021%, что лишь немного ниже 0,024% в мае и существенно выше показателя июня прошлого года (0,012%).

Накопленная с начала 2024 года по 17 июня инфляция составила 3,59%. При этом апрельский прогноз ЦБ РФ об инфляции к концу года 4,3-4,8% становится нереализуемым (и, по-видимому, вновь будет повышен на июльском заседании). Теперь ЦБ ставит задачу снизить инфляцию к цели 4% в 2025 года.

В мае впервые за четыре месяца развернулись вверх и инфляционные ожидания населения (медианная оценка инфляции через 12 месяцев увеличилась с 11% до 11,7%). Эта тенденция продолжилась и в июне, хотя прирост инфляционных ожиданий был скромным (до 11,9%) и противоположным по знаку в группах опрошенных со сбережениями и без сбережений.

По мнению ЦБ РФ, основной проинфляционный фактор — высокий внутренний спрос, который продолжает опережать возможности расширения предложения. Выше прогнозов ЦБ складывались потребительская, инвестиционная активность, динамика кредитования.

Более продолжительный период поддержания жёстких денежно-кредитных условий в экономике, чем прогнозировалось в апреле говорит, как минимум, о намерении ЦБ дольше поддерживать высокий уровень ключевой ставки, чем предполагалось ранее.

В апреле в базовом сценарии ЦБ предполагал начало снижения ключевой ставки во II квартале 2024 года или, если инфляция будет снижаться недостаточно быстро, её сохранение на текущем уровне до конца года.

При этом рассматривался и альтернативный сценарий – инфляция переходит к росту или надолго закрепляется на текущем повышенном уровне – в этом случае может потребоваться дальнейшее повышение ключевой ставки.

На июньском заседании ЦБ, вопреки ожиданиям многих участников рынка, не стал повышать ключевую ставку, хотя рассматривал варианты её повышения до 17% и даже до 18%. По словам Эльвиры Набиуллиной, на момент заседания у ЦБ не было решающих аргументов, чтобы отвергнуть базовый сценарий (сокращение перегрева в экономике со II квартала 2024 года и дальнейшее замедление инфляции) в пользу альтернативного, и выбор между этими двумя сценариями будет главной развилкой на опорном заседании в июле.

При этом она допустила возможность «существенного» повышения ставки (пояснив, что это означает повышение более чем на 1 п.п.).

Повышение ключевой ставки на заседании в конце июля до 17-18% выглядит сейчас ещё более вероятным, чем на момент июньского заседания.

Однако жёсткость ДКУ определяется не только значением ключевой ставки ЦБ РФ, но и процентными ставками в экономике, к тому же имеет значение их реальный уровень (по отношению к инфляции и инфляционным ожиданиям).

Жёсткая риторика ЦБ до июньского заседания и после него способствовала ужесточению рыночных ДКУ (росту доходностей ОФЗ и денежного рынка, ставок по кредитам и депозитам) даже без фактического повышения ключевой ставки. Доходность индекса ОФЗ (RGBI) уже на максимуме с марта 2022 г (когда ключевая ставка ЦБ составляла рекордные 20%).

Ставки по вкладам стали ещё привлекательнее (что должно стимулировать сберегательную активность), а рыночное кредитование стало ещё дороже. При этом объем льготного кредитования (не чувствительного к значению ключевой ставки), как ожидается, сократится.

Льготная безадресная ипотека должна завершиться с конца июня, а параметры семейной ипотеки будут пересмотрены (кроме семей с детьми до 6 лет и ряда других случаев). Это должно способствовать постепенному замедлению роста кредитования, потребления и ослаблению инфляционного давления со стороны спроса.

Как сообщал REX, на фоне ускорения годовой инфляции в мае до 8,3% с апрельских 7,84% поддерживать жёсткие денежно-кредитные условия придётся в течение более продолжительного времени, чем прогнозировалось ранее, заявили в ЦБ РФ.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть