Усиливающиеся в последние два года санкции в отношении России способствовали существенной переориентации её внешнеэкономических связей в сторону Китая. Однако, если рассмотреть глобальную экономику, то видно, что важным трендом также стал китайско-американский торговый конфликт, длящийся в 2017 года, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Этот конфликт в ближайшее время рискует дополниться новым – между Китаем и Европейским союзом (ЕС), который может стать полномасштабным, о чем свидетельствует растущие ограничения ЕС в отношении китайских товаров.
Если рассматривать российско-китайские экономические отношения, то в 2000-е годы, то Китай стал ключевым глобальным поставщиком многих товаров, в частности в Россию, но по мере роста уровня технологического развития Китая он стал успешно конкурировать на мировых рынках в неприемлемых для Запада сегментах.
Для России повышение степени технологичности китайской экономики, в условиях, когда Россия становилась всё более значимым поставщиком в Китай нефтегазовых ресурсов, стало дополнительным стимулом для процветания торговых отношений.
Между тем, в 2000-е годы внешняя политика России существенно изменилась, и более серьёзные сдвиги в ней произошли после 2014 года, положив начало стратегической переориентации внешнеэкономических связей РФ на Китай, а с 2022 года данный нарратив стал очевидным.
Вне всякого сомнения, торгово-экономическое сотрудничество с Китаем является исключительно жизненно важным для российской экономики, поскольку больше в мире у России нет таких крупных аналогичных партнёров, которые торговали бы с нашей страной без всяких ограничений. Китай заместил прекратившийся из стран Запада импорт широкого спектра потребительских и промышленных товаров. Китайский юань стал занимать ключевые позиции в российских внешнеторговых расчётах.
Россия совместно с Китаем активно и успешно работает над формированием и совершенствованием инфраструктуры взаимного торгового и инвестиционного сотрудничества. Наконец, важно учитывать, что Россия существенно смягчила многие негативные последствия экономических санкций за счёт Китая.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Это усиление взаимных связей не всегда нужно принимать как явное благо, но необходимо стремиться находить в нём и свои риски. Хотя с другой стороны в 1990-2000-е годы в России проявились риски чрезмерной зависимости от западных развитых стран, и разворот в сторону Китая расценивался руководством страны как более стратегически значимый.
В 2023 году взаимный товарооборот России и Китая достиг $241 млрд, и тенденция роста товарооборота сформировалась ещё задолго до всяких санкций. 36,5% российского импорта товаров пришлось на Китай (для сравнения: в 2000 году – 3%).
Однако следует отметить асимметричность торговых отношений, поскольку доля России в торговле Китая несравненно меньше. Ухудшение торговых отношений между Китаем и США, а сегодня – и с ЕС, будет способствовать тому, что политически Китай всё больше будет притягиваться к России, и не только по линии торговли, как это имеет место сегодня, но и в сфере инвестиций, где это сотрудничество пока ограничено.
Как сообщает REX, новые санкции США против России могут негативно повлиять на торгово-экономическое сотрудничество РФ и Китая, но они не подорвут его основы, заявил замдиректора Института исследований международных отношений при Нанкинском университете Чжэн Аньгуан.
Комментарии читателей (0):