«Просроченный» как бы «президент» Украины Владимир Зеленский, бросив домашние дела, уехал в большое турне, добравшись до Восточной Азии. Официальное объяснение, которое дает Киев, — вербовка стран глобального Юга для участия в швейцарской «украинской конференции». На деле очень похоже, что дома Зеленскому плохо, проблем слишком много. Вот и разъезжает за средства бюджета, который давно уже верстается из западных подачек, чтобы отвлечься от дурных мыслей. Ибо трудно предположить, чтобы у него получилось кого-то убедить. Кому могли его американские хозяева поставить задачу обязательно быть – тем они давно уже ее поставили, мнения главаря киевского режима, тем более личного, никто не спрашивал. А кто в Бюргеншток не собирается, к тем Зеленский и не едет. Знает, что бесполезно, вот и зубоскалит с безопасного расстояния, как в случае с Китаем, который он, выступая на ежегодной сингапурской конференции по безопасности в АТР «Диалог Шангри-Ла», обвинил в том, что он отговаривает другие страны от участия. Даже не постеснялся поставить Пекину в пример Вашингтон, который-де Киеву помогает собирать участников, а китайская сторона – «мешает».
Из Сингапура, повстречавшись там на полях форума с министром обороны США Ллойдом Остином – за этим, наверное, и ехал – Зеленский отправился на Филиппины, где объявил об открытии украинского посольства. Казалось бы, где Киев, а где – Манила? И насколько актуально для Украины сейчас, вот в этих условиях, работать со страной, отделенной от нее пятью часовыми поясами? О причинах и нюансах такого маршрута киевского «пересидента» рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
Беспардонный наезд Зеленского на Китай и поездка на Филиппины – взаимосвязанные события, уверен политолог. При прежнем президенте Родриго Дутерте эта страна ориентировалась на Китай, а также на Россию. Не безоговорочно, но в основном. Дело в том, что есть два момента, по которым Манила никогда не разорвет пуповину с Западом до конца. Один фактор – это военные, у которых традиционно сильны связи с Пентагоном. Другой – Ватикан: Филиппины – католическая страна, ранее находившаяся под колониальным владением Испании, но после американо-испанской войны конца XIX века она перешла под контроль США. Поэтому даже Дутерте с его приоритетом азиатского вектора внешней политики правил с оглядкой на эти два момента. Когда же пришел Фердинанд Маркос-младший – отпрыск бывшего коррумпированного диктатора, свернутого в 1986 году, Филиппины стали стремительно возвращаться в орбиту Вашингтона. В сентябре 2022 года Маркос-младший прибыл с государственным визитом в США, где объявил, что связывает с ними будущее своей страны. А в апреле нынешнего года Маркос снова отправился за океан, где участвовал в тройственном саммите вместе с американским президентом Джо Байденом и японским премьером Фумио Кисидой. С этого момента Манила включена в военно-политическую обойму США, которые за президентство Байдена выстроили в АТР систему агрессивных альянсов. От реанимированного Quad (США, Япония, Австралия, Индия) до AUKUS (США, Великобритания, Австралия) и двух тройственных американо-японских блоков с Южной Кореей и вот теперь с Филиппинами, рассказывает эксперт.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как только Филиппины вошли в американскую систему – говорят, что «безопасности», на самом деле по подрыву безопасности путем нагнетания конфронтации в отношениях с Китаем, от них Вашингтон потребовал именно этого. Во-первых, северный остров Филиппинского архипелага – Лусон – находится через 200-километровый одноименный пролив с югом Тайваня. Все теперь уже девять военных баз – морских и воздушных, на которые восстановили и получили доступ США, — на Лусоне. Остров явно готовят к роли непотопляемого авианосца» в случае войны с Китаем за Тайвань, обязательством вступить в которую США уже привязали к себе Японию. Теперь вот Филиппины, где в конце апреля в новом, расширенном формате прошли традиционные учения Balikatan-2024 с участием, помимо филиппинских и американских военнослужащих, французских морпехов и австралийского эсминца. В наблюдатели пригласили четырнадцать стран, но не позвали Китай, ясно продемонстрировав, против кого эти учения направлены. REX об этом тогда сообщал. Маленький штрих: в нарушение устава АСЕАН, в который входят Филиппины, в ходе учений Balikatan на архипелаг были завезены американские ракеты средней дальности (РСД), подчеркивает политолог.
Еще раньше началась серия обострений между Китаем и Филиппинами в районе рифа Жэнъай близь архипелага Наньша (Спратли), который Филиппины оспаривают у Китая, посадив там на мель двадцать лет назад военный корабль, который используется в качестве своеобразной базы в китайских водах. REX об этом тоже рассказывал. Сейчас география китайско-филиппинского противостояния расширилась. За событиями наблюдают американские военные из состава сил 7-го флота ВМС США, который «бодается» с ВМФ НОАК за контроль над Южно-Китайским морем (ЮКМ), еще одной потенциально горячей точкой, в которой крупный внерегиональный игрок – США – пытаются навязать конфронтацию Китаю, чтобы оправдать свое военное присутствие. Как видим, Филиппины быстро превратились из дружественной Китаю страны в форпост направленных против него военных приготовлений, потенциального участника сразу двух конфликтов – тайваньского и в ЮКМ. И вот в этот момент явного обострения, когда новости из района китайско-филиппинского противостояния приходят практически ежедневно, Зеленский и приехал в Манилу открывать посольство. Сам этот жест уже наделен антикитайским смыслом, учитывая те бездоказательные обвинения, которые зе-фюрер предъявил Поднебесной в Сингапуре, и его встречу с Остином. Словом, нет сомнений, что на Филиппинах наш «просроченный герой» оказался в результате «направляющего пинка», полученного от Вашингтона, полагает Павленко.
Картина, однако, будет неполной, если не вспомнить вчерашнее выступление в Сингапуре министра обороны КНР адмирала Дун Цзюня, который заострил внимание на Филиппинах, назвав, правда, их «некой страной», которая, будучи «ободренной внешними силами, совершила преднамеренные провокации и создала ложные сценарии, чтобы ввести общественность в заблуждение». По мнению Пекина это ставит под серьезную угрозу мир, стабильность и безопасность всего региона. Однако нет сомнений, что в Маниле внимательно посмотрели выступление Дун Цзюня и сделали выводы, что слепо идти в фарватере США не нужно, ибо отдуваться за прямую конфронтацию с Китаем придется самим. С этих позиций оценили и появление Зеленского после его недипломатического антикитайского демарша на конференции. И решили не обострять. Приняв киевского визитера в президентской резиденции Малакананг, Маркос-младший пообещал ему дальнейшую поддержку, в том числе через многосторонние платформы в лице ООН и ЕС. Однако ключевой оказалась следующая фраза филиппинского президента:
"Думаю, все прекрасно понимают, что легче сказать, чем сделать, и это будет трудный путь, чтобы вернуться к ситуации, которая морально приемлема не только для Украины, но и для остального мира".
Для Зеленского это, как и заявленная Маркосом приверженность мирному процессу – «прекращению боевых действий и поискам политического решения», - что называется, удар под дых. Манила сформулировала собственную позицию, отличную от Вашингтона, который не только безоговорочно поддерживает, но и придумал «формулу Зеленского», в которой Маркос, как выяснилось, перспективы не видит. Причины таких действий филиппинского лидера, которые явно разочаровали и Киев, и Вашингтон, — на мой взгляд, как раз в критике «просроченным» гостем Китая. Маркос прекрасно понимает, что он и так уже слишком сильно влип в антикитайскую линию США, которым, однако, этого мало, и они хотят максимально лишить его любого маневра, потому и подослали Зеленского, чтобы скомпрометировать перед Пекином. Так что дураков в большой политике нет. Играть на стороне Вашингтона Манила готова, а вот заигрываться – нет. Ну а зе-фюреру к таким болезненным щелчкам по носу не привыкать, то ли еще после Швейцарии будет, заключает обозреватель REX.
Комментарии читателей (0):