Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в ходе двухдневной неформальной встречи глав МИД стран-членов НАТО в Праге «проинформировал своих партнеров» о текущих переговорах с Украиной по двустороннему соглашению о безопасности. По словам Сикорского, «эти переговоры проходят гладко». Он добавил, что надеется подписать соглашение до саммита Североатлантического альянса в Вашингтоне, который запланирован на июль сего года, сообщает Польское агентство печати. И, судя по всему, Варшава определилась для себя, как будет поступать с гражданами Украины, которые проживают в Польше.
«Польша рассмотрела просьбу Украины об обучении (направлении польских инструкторов на Украину – REX), но мы пришли к выводу, что было бы и безопаснее, и плодотворнее обучить подразделение, состоящее из тех украинцев в Польше, которые подлежат призыву в украинскую армию, и это было бы попросту более эффективным способом помочь Украине», – заявил глава польской дипломатии.
Станет ли это решение окончательной точкой? Этот вопрос имеет право на существование, поскольку после того, как президент Франции Эммануэль Макрон «не исключил» возможность отправки европейских военных на Украину, МИД Польши следовал в фарватере Парижа. Сикорский ещё несколько дней назад, отвечая журналистам ряда западных изданий, поинтересовавшихся перспективой появления на Украине польских военнослужащих, говорил, что «мы не должны исключать ни одного варианта, и пусть {президент России Владимир} Путин гадает, что мы будем делать». Как отмечает газета Rzeczpospolita, cлова министра прозвучали спустя два дня после того, как немецкий журнал Der Spiegel написал, будто бы Польша и республики Прибалтики хотят отправить войска на Украину. Эти сообщения «были опровергнуты польским министерством обороны», пишет издание, хотя президент Эстонии Алар Карис сказал, что переговоры на эту тему продолжаются, а главком ВСУ Александр Сырский заявил, что принято решение о направлении на Украину французских военных инструкторов.
Было ясно, что дыма без огня не бывает, и в этом контексте «опровержения» от Министерства обороны Польши воспринимались как сигнал о серьёзной подковёрной борьбе в польском правительстве между входящими в правящую коалицию партиями «Гражданская коалиция», представителями которой является Сикорский и премьер-министр Дональд Туск, и Польской крестьянской партией, лидером которой является глава военного ведомства Владислав Косиняк-Камыш. Имевший доступ к секретной информации бывший польский судья Томаш Шмидт, в начале мая сего года попросивший политического убежища в Белоруссии, в эфире Первого канала заявил, что Варшава кулуарно обязалась вступить в войну с Россией, если этого пожелают в Вашингтоне. Он указал на то, что в марте Туск и президент Польши Анджей Дуда были одновременно приняты в Белом доме президентом США Джо Байденом, что является редкостью в международных отношениях.
«Решение использовать польскую армию за рубежом принимает президент по представлению премьер-министра, так это прописано в польской Конституции, поэтому Байден пригласил и президента, и премьер-министра, – отметил Шмидт. – Согласно тому, что я знаю, результаты этой встречи были таковы, что Польша обязалась, если бы такая воля была выражена со стороны Америки, непосредственно участвовать в войне».
Совершенно очевидно, что в таком случае Варшаве придётся отправить на Украину воинский контингент. Чего не хочет делать польские министерство обороны и Генеральный штаб, трезво оценивая потенциал армии и понимая, какой катастрофой вторжение может обернуться для Польши. Косиняк-Камыш в целом не против оказания военной и гуманитарной помощи Украине. Однако при этом он против экономических уступок киевскому режиму и был бы не против отправить украинцев призывного возраста из Польши на Украину. Так, в конце апреля, комментируя приостановку украинскими консульствами выдачи паспортов мужчинам 18-60 лет «по техническим причинам», министр подчеркнул, что «мы давно говорим, что в состоянии помочь украинской стороне с тем, чтобы те, кто обязан пройти военную службу, отправились на Украину». Среди прочего, он сослался на то, что нужно успокоить польское общественное мнение, ведь многих поляков «ужасает вид молодых украинцев призывного возраста, сидящих в польских гостиницах и кафе».
Если правительство Туска подтвердит заявление Сикорского, сделанное в Праге, это будет означать аппаратную победу Косиняк-Камыша, а также перспективу изменения отношения в Польше к украинским мигрантам. В принципе, предпосылки к тому есть, и они связаны не только с «ужасом» поляков от вида молодых украинцев в гостиницах и кафе. В последние месяцы польские спецслужбы словно проснулись и стали часто рапортовать о задержании тех или иных «диверсантов». Обвиняют их, конечно же, в «работе на Москву». Но российских граждан среди таких «агентов» практически нет, в основном это граждане Украины, реже Белоруссии и самой Польши. Причем представители польских властей утверждают, будто бы задержанным предлагали совершать диверсии за небольшие деньги, что вообще-то является фирменной особенностью операций украинских спецслужб против России. Надо полагать, польские спецслужбы понимают это, однако вслух сказать не могут. Формирование и отправка на фронт украинцев, ранее бежавших в Польшу, станет для Варшавы, таким образом, оптимальным решением – и «солидарность» с киевским режимом продемонстрирует, и избавится от потенциально «нежелательного элемента».
Комментарии читателей (0):