Структура грузооборот российских портов изменилась. Этому способствовали несколько причин, заявил REX доцент кафедры Управления транспортными комплексами ГУУ, к.э.н. Артём Меренков.
Для начала необходимо посмотреть структуру грузооборота и опираться на отраслевую статистику.
По данным ассоциации морских торговых портов (АСОП) в 1 квартале 2024 года по сравнению с 1 кварталом 2023 наблюдаются следующие тенденции:
В части сухогрузов
1. Отмечается снижение (примерно 8 миллионов тонн) угля и кокса.
2. Руда без изменений.
3. Минеральные удобрения – рост.
4. Металлы небольшое падение на 400 тысяч тонн.
5. Зерно – увеличение на 2 тонны.
Наливные грузы
1. Нефть – увеличение на 500 тысяч тонн.
2. Нефтепродукты – снижение на миллионов тонн.
3. СПГ – рост.
4. Пищевые и химические грузы - рост.
В части грузооборота по портам наблюдается снижение на 2-3 миллиона тонн, за исключением Каспия, где наблюдается рост.
С точки зрения структуры грузооборота, примерно на 7 миллионов тонн сократился экспорт, который занимает 78% от общего грузооборота портов
Примечательно, что структура грузооборота изменилась из-за падения экспорта нефтепродуктов и роста экспорта зерна, удобрений (предмет больших дискуссий в последнее время). Наибольшее падение отмечается в Азово-Черноморском бассейне.
На самом деле, по статистике хорошо видно, что корректировка объёмов наблюдается после 2021 года. Это связано с уходом объёмов, которые ранее направлялись в европейском направлении. При этом активно прорабатываются новые направления, но очевидно, что для восстановления объёма требуется время.
Перспективными направлениями сегодня являются страны Северной Африки, Турции, Азиатско-Тихоокеанский регион. Также важным является направление вдоль транспортного коридора Север-Юг и возрастающая активность на Каспии.
Как сообщает REX, грузооборот морских портов России с января по апрель 2024 года сократился до 288 млн тонн (более чем на 4%), свидетельствуют данные Ассоциации морских торговых портов.
Комментарии читателей (0):