Электроника - капиталоёмкая область, требующая больших вложений и связанная с высокими рисками, заявил REX аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.
В случае потребительской электроники возможно отсутствие спроса на новые бренды. Производителям приходится предлагать покупателям большие скидки, и бизнес в краткосрочном периоде становится невыгодным.
Поэтому электронику производят крупные глобальные бренды, которым доверяет потребитель, они широко известны. Примером, кстати, может служить сам "Яндекс", отважившийся выпустить на рынок бренд ноутбуков Lunnen.
Компании пришлось установить на этот товар большую скидку, и отважусь предположить, что низкая цена - и есть главный стимул для покупки. Чтобы стать производителем электроники глобального уровня, нужны миллиарды долларов.
В случае b2b или b2g рынков столь большие затраты на маркетинг не требуются, но там может быть небольшое число покупателей с запросами, быстро меняющимися в зависимости от глобальной политико-экономической ситуации. На этих рынка работает небольшое количество игроков, которые ведут долгосрочные проекты с заказчиками.
Проблема в том, что они медленно реагируют на изменение потребностей заказчика. Чтобы изобретения быстрее появлялись и превращались в инновации (то есть были широко внедрены), нужно стимулировать новые предприятия. Потому что из чисто рациональных соображений предприниматели на такой высокорисковый рынок не пойдут.
И стимулы рынку электроники были предложены в виде льготных кредитов от банков, которым потом выплатит компенсацию государство. Но банки опасаются, что власти не будут торопиться с выплатой компенсаций.
Возможно, они предпочли бы вариант с превращением из кредиторов в инвесторы, то есть конвертировать кредиты в акции, как это делают в венчурной индустрии. Но, скорее всего, ни власти, ни предприятия в таких акционерах не заинтересованы. Поэтому государству приходится изыскивать финансовые ресурсы.
Поскольку Yandex N.V., как и другие зарубежные компании продавал российский бизнес с установленной государством скидкой, новые владельцы выиграли при покупке 475 млрд руб. в сравнении со сценарием, когда они просто купили бы акции на бирже.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
С этой суммы они обязаны уплатить государству 15%, то есть 71 млрд руб. Для значительного потребительского рынка этого мало (объем рынка БТЭ у нас - более 2 трлн руб.), но для разработки электроники специального назначения может быть достаточно.
Поэтому наибольший эффект дало бы целевое использование вырученных средств, то есть вложение их в электронику для оснащения изделий, которые остро требуются уже сегодня.
Но, возможен и другой сценарий, при котором средства будут использованы для реализации разработанных ранее сценариев, то есть на компенсацию расходов банков, которые выдают кредиты отрасли электроники.
Как сообщал REX, власти России планируют направить часть средств от продажи долей иностранцев в Yandex и Ozon на поддержку производителей электроники, рассказали РБК источники на IT-рынке.
Комментарии читателей (0):