Ограничение торговой наценки не решит проблему роста цен

Доцент Сазанова: ограничение торговой наценки не решит проблему роста цен
3 мая 2024  14:56 Отправить по email
Печать

Механизм рыночного ценообразования является основой экономической свободы. Благодаря гибкому реагированию рыночных цен на изменение экономической конъюнктуры, производители получают информацию, какие товары и услуги востребованы рынком, а какие – нет, заявила REX доцент кафедры институциональной экономики ИЭФ ГУУ Светлана Сазанова.

Повышение рыночной цены товара привлекает в отрасль новых производителей и производство этого товара растёт, а снижение цены действует наоборот. Однако в краткосрочном периоде, когда производитель не может увеличить производство товара (например, из-за длительного цикла его производства или недоступности необходимых ресурсов), его цена будет расти, порождая инфляционные ожидания и ажиотажный спрос потребителей.

Рост цен потребительских товаров снижает уровень благосостояния достаточно большой части населения и порождает инфляционные ожидания. Особенно болезненно потребители реагируют на рост цен социально значимых товаров, производство большинства которых невозможно увеличить в короткие сроки.

Как правило, цены социально значимых товаров растут в период общего экономического кризиса, когда доходы населения падают и, отказываясь от дорогостоящих товаров, потребители заменяют их более доступными аналогами. Производители и торговые сети в ответ повышают цены, стремясь компенсировать потери от снижения спроса на более дорогую продукцию.

Подобная ситуация побуждает правительство вмешаться в рыночных механизм путём прямого регулирования цен ряда товаров. Именно так поступило российское правительство в 2010 году, приняв Постановление N 530 и последующие его редакции в 2014 (санкции за Крым) и 2020 (пандемический кризис) годах.

Этот документ устанавливает перечень социально-значимых товаров, а также правила, согласно которым розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости не могут превышать допустимых значений.

Например: торговая сеть должна придерживаться правил установления розничных цен в отношении говядины (кроме бескостного мяса), так это социально значимый товар, но может устанавливать надбавку по своему усмотрению на бескостную говядину, которая к социально-значимым товарам не относится.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Таким образом, вмешательство государства в механизм рыночного ценообразования носит максимально мягкий, ограниченный характер, а потребитель получает социально значимые товары с наименьшей или даже нулевой торговой надбавкой.

Также Федеральная антимонопольная служба, Минсельхоз РФ и региональные власти следят за ценами социально-значимых товаров в регионах с целью пресечения необоснованных повышений цен и различных спекуляций.

Совместные усилия дали результат и наценка на социально значимые товары снизилась с 22% в 2021 году до 6,4% в 2024 году.

Но торговая наценка - не единственный фактор роста цен на социально-значимые товары, важнейшим фактором остаётся рост издержек производства, в первую очередь сельскохозяйственной продукции, а также уровень инфляции в стране в целом, далёкий от целевых 4-4,5%.

Поддержание стабильных цен на социально значимые товары - это задача, требующая комплексного решения, в основе которого - снижение уровня инфляции, с одной стороны, и развитие российского агропромышленного комплекса, с другой.

Как сообщает REX, совокупная наценка на социально значимые товары в России снизилась в 2,5 раза и составила 6,4% по итогам 2023 года, привела данные Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
Как Вы относитесь к драпировке Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве во время Парада Победы?
66.2% осуждаю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть