Может ли Россия стать хранителем «святых мест» в Нагорном Карабахе

26 апреля 2024  10:31 Отправить по email
Печать

Официальный представитель МИД России Мария Захарова в ходе очередного брифинга ответила на вопрос о взаимных обвинениях Еревана и Баку в связи с уничтожением памятников культуры и истории. По её словам, «учитывая регулярность взаимных обвинений Армении и Азербайджана в связи с уничтожением памятников культуры и истории, религиозных объектов, призываем Баку и Ереван сделать этот вопрос темой двусторонних переговоров, со своей стороны готовы оказать любое необходимое содействие по данной теме».

Очевидно, что речь идёт преимущественно о Нагорном Карабахе, контроль над которым Баку восстановил в 2020 году. В ноябре того же года в ходе очередных телефонных контактов президента России Владимира Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на тему практических аспектов реализации договорённостей, зафиксированных в трёхстороннем Заявлении по Нагорному Карабаху от 9 ноября, глава российского государства, «в частности, обратил внимание, что в районах, которые в соответствии с трёхсторонним Заявлением возвращаются Азербайджанской Республике, расположены христианские храмы и монастыри». В этой связи, сообщала пресс-служба президента России, «он подчеркнул важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь, президент Азербайджана проявил на этот счёт понимание и сказал, что именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона».

Однако в последующем Баку стали подвергать критике за действия, которые как в Армении, так и за её пределами квалифицировали в качестве попытки уничтожения армянского христианского наследия в Нагорном Карабахе. Свою роль сыграли и некоторые шаги самой азербайджанской стороны. На днях армяно-французская платформа Monument Watch, занимающаяся мониторингом состояния объектов культуры и исторического наследия Нагорного Карабаха, прокомментировала заявление пресс-секретаря Государственной службы по охране, развитию и восстановлению культурного наследия Азербайджана Фариза Гусейнли. Последний сообщил, что проведенный в Нагорном Карабахе мониторинг показал, что «во время армянской оккупации» два храма использовались в качестве боевых позиций, двадцать храмов были разрушены, некоторые слова и словосочетания были написаны армянскими и русскими буквами, а некоторые памятники были арменизированы. Было также упомянуто о строительстве новых мечетей в Шуши, Гадруте, Каринтаке и Матагисе, которые «являются показателем национальной и религиозной принадлежности этих земель».

«В населенных пунктах, которые веками имели армянское население и обезлюдели в результате войны 2020 года, где за последние четыре года намеренно стерты все следы армянства, такое заявление просто подтверждает, что азербайджанская сторона стирает все следы армянства в оккупированном Арцахе, создавая «новую» историю региона и реальность», – отметила в этой связи Monument Watch.

Ранее в Азербайджане звучали экстравагантные инициативы по части решения проблемы христианского наследия в Нагорном Карабахе. Так, в феврале 2021 года удинская община распространила заявление, в котором назвала себя «правопреемниками Албанской апостольской церкви», которая «в 1836 году была упразднена, а армянская григорианская Церковь пыталась завладеть частью её материального и духовного наследия». Возрождение «албано-удинской христианской общины и реставрация албанских памятников представляет большое значение в свете устранения исторической несправедливости и поддержания атмосферы толерантности в нашей стране не только для Азербайджана, но и всего христианского мира», говорилось в заявлении. При этом община также выразила «готовность сотрудничать с григорианской церковью Армении и жить вместе на освобожденных территориях во имя мира и человечества».

Какого-либо продолжения это предложение не получило. В целом, можно сказать, что «взаимные обвинения Армении и Азербайджана в связи с уничтожением памятников культуры и истории, религиозных объектов» стали обычной рутиной информационного поля и не получали какого-либо политического воплощения. Сложно оценить, в какой степени Ереван, как наиболее заинтересованная сторона, готов вносить эту тему в двусторонние переговоры с Баку. Но если вдруг Армения и Азербайджан согласись бы сделать вопрос сохранения христианского наследия в Нагорном Карабахе одним из пунктов мирного договора, каким могло бы быть участие Москвы? Как вариант, России можно было бы предложить стать хранителем «святых мест» в Нагорном Карабахе по примеру иордано-израильского договора 1994 году, где в статье 9 говорится, что «Израиль будет учитывать особую роль Иорданского Хашимитского Королевства в сохранении мусульманских святынь в Иерусалиме». Время покажет, если ли заинтересованность в создании такой модели по отношению к христианскому наследию Нагорного Карабаха у Еревана и Баку.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть