Заявление федерального канцлера Германии Олафа Шольца о том, что президент России Владимир Путин не имеет права ссылаться в своих речах не Иммануила Канта, при своëм идеалистическом примитивизме, может иметь несколько прочтений, заявил REX историк и писатель Дометий Завольский.
Во-первых, по этой логике, Кант и другие фигуры на вершине европейской культуры - это непременно либеральные демократы и пацифисты, взгляды и достижения которых несочетаемы с внешней и внутренней политикой сегодняшней России. Разумеется, ничего подобного не было и в вечности не осталось.
Кант, руководствуясь тогдашней ещё феодальной этикой, принëс присягу русской императрице Елизавете Петровне; он уважительно относился и к Екатерине II, и к Фридриху Великому, после того как по соглашению между Петром III и Фридрихом вернулся вместе с кëнигсбергцами в подданство Пруссии.
Для интересующихся отношением Канта к теме войны и мира можно порекомендовать книгу А. А. Зоткина "Цель войны – мир (Проблема войны и мира в немецкой политической мысли конца XVIII – начала XIX в.)" (М.: Издательство Московского университета, 2020), построенную как антология. Философ считал правильным стремление к "вечному миру", но увязывал его достижение с сильными личностями правителей.
Во-вторых, в протесте Шольца против того, чтобы президент Путин ссылался на Канта, можно прочесть и желание отказать России в праве на "апроприацию" философа, о котором в последние, предъюбилейные месяцы постоянно заявляют власти Калининградской области.
Полушутливые декларации, что Кант - это "русский трофей", русский подданный, преподаватель российского университета, имеют серьëзную идейную основу: Россия - великая европейская культура; если Германия будет вести себя недостойно, не удержит этой традиции либо поведëт себя враждебно к неевропейскому миру, для которого эта традиция актуальна, Россия может себя позиционировать преемницей, в том числе, и лучшего в германском наследии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Отказать России в еë претензиях на Канта, даже шутливых по форме и вполне "общечеловеческих" по сути - это ещё и попытка заронить сомнение в российской уверенности, что Калининград-Кëнигсберг - законный русский трофей и неотъемлемая часть России.
В этой ситуации протесты со стороны либеральной русофобской бюрократии Запада говорят лишь о том, что российская "апроприация" Канта и кëнигсбергского наследия правильна и встала на путь успеха.
Можно пожелать, чтобы в Калининграде работы на этом направлении шли с большей изобретательностью - и жаль, что город своевременно не получил названия, к примеру, Королëва-Балтийского, что не удалось избежать нелепого строительства на месте руин кëнигсбергского замка.
В итоге многолетние усилия советского бруталистического декаданса, помноженного на долгострой, породили вместо символа русской победы жалкое здание обкома - тогда как можно было бы произвести надстройку в стиле если не неорусском, то позднем щусевском хоть малой части трофейных стен.
Сегодня Россия не должна уступать и может разными путями навëрстывать упущенное на балтийской земле - и в мире идей, лишь проявляя знания, фантазию и уверенность в себе. Цель «шольцев» - обратить Россию в смущение, основанное лишь на мысли, что "с Европой нам нельзя тягаться". Россия, которой опасаются «шольцы» и «анналены», имеет все основания отвечать, что она здесь Европа - Европа Канта и Гофмана.
Как сообщал REX, канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что президент России Владимир Путин не имеет права цитировать немецкого философа Иммануила Канта, а наша страна якобы хочет "присвоить" себе труды мыслителя.
Комментарии читателей (0):