Практику платных возвратов товаров впервые среди российских маркетплейсов ввела компания Wildberries в 2022 году. Это вызвало негативную реакцию со стороны покупателей, заявила REX ассистент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Мельникова.
По законодательству России продавец имеет право удержать с покупателя стоимость расходов на доставку при возврате товара надлежащего качества (Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей" статья 26.1). Расходы на доставку товаров ненадлежащего качества должен нести продавец.
Однако были выявлены случаи, когда платформа взимала оплату в том числе за возврат бракованных товаров, в связи с чем управление Роспотребнадзора по Московской области подало в начале марта 2023 года иск к операционной компании ООО «Вайлдберриз». 13 апреля 2024 года данный иск был удовлетворён.
Таким образом, со стороны государства нет никаких ограничений на взимание платы за расходы на доставку товаров надлежащего качества. Более того, такая практика может снизить количество возвратов со стороны недобросовестных потребителей.
Встречаются также ситуации, когда конкурирующая компания намеренно осуществляет заказ товара в дальние регионы России, чтобы увеличить расходы конкурента и уменьшить количество доступных для продажи единиц товара.
Для борьбы с недобросовестными потребителями имеет смысл ввести рейтинг покупателя и, исходя из него, взимать плату за возврат товаров надлежащего качества с тех, у кого большой процент возвратов. Это уменьшит издержки продавца, а, значит, позволит снизить цену на товар. Ведь сейчас продавцы вынуждены закладывать стоимость возможных возвратов в цену продукта.
Как сообщает REX, представители маркетплейсов попросили российских законодателей не запрещать им платный возврат товаров. По их мнению, полный запрет на платный возврат товаров может привести к нечестной конкуренции
Комментарии читателей (0):