Визитёры из США в Пекине пытаются наблюдать за российско-китайским диалогом?

8 апреля 2024  19:00 Отправить по email
Печать

В Китай с официальным двухдневным визитом прибыл глава МИД России Сергей Лавров. Уже состоялись переговоры с китайским коллегой Ван И – министром и одновременно руководителем Комиссии ЦК правящей КПК по иностранным делам; в компетенции этого органа – вопросы безопасности; в «пересчете» на США, Ван И объединяет такие же полномочия, как у заокеанских главы Госдепа и президентского советника по вопросам безопасности. Накануне в российском внешнеполитическом ведомстве уточнили, что в центре внимания Москвы и Пекина окажутся «горячие темы», в том числе ситуация вокруг Украины и в АТР. О том, чем важна эта встреча, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

Первое, что необходимо отметить. Главной темой, которая в публичном поле скорее всего не прозвучит, станет подготовка к предстоящему визиту в Китай президента России Владимира Путина. 7 мая у нашего лидера инаугурация. 9 мая – парад Победы. Параллельно в рамках конституционных процедур будет протекать процесс формирования правительства, который начнётся с утверждения Думой внесённой Путиным кандидатуры премьер-министра. После этого, надо полагать ближе к концу второй декады мая наш президент и отправится в турне по дружественным странам Азии. Первая остановка – Пекин; у Путина и Си Цзиньпина традиция – первые визиты после переизбрания на высшие посты они совершают друг к другу. В прошлом году китайский лидер прибыл в Москву на восьмой день после утверждения главой государства, примерно таким же будет и ответный российский дипломатический жест, считает политолог.

Из Пекина наш лидер скорее всего отправится дальше в Пхеньян; приглашение верховного лидера КНДР Ким Чен Ына у Путина с прошлогоднего сентября, с поездки Кима по российскому Дальнему Востоку. Си Цзиньпин, в свою очередь, начнёт ответный визит во Францию; Эммануэль Макрон побывал с визитом в Китае в апреле прошлого года. Из этой динамики перемещений лидеров вытекают приоритеты нынешней встречи российского и китайского министров. Обсуждая украинский вопрос и ситуацию в Восточной Азии, Лавров и Ван по заданию своих лидеров готовят определенные решения, в основе которых – общая позиция, с которой председатель Си будет встречаться с Макроном. Исключительная важность этой позиции объясняется поведением Франции, которая откровенно нарывается на эскалацию украинского конфликта, а также показательным характером этого поведения. Парижу явно по линии англосаксонских «глубинных» кураторов поручена «разведка боем» на украинском направлении. Если Западу удастся руками Макрона легализовать участие НАТО на Украине, то тем самым будет дан зеленый свет дальнейшему расширению этого вмешательства, подчеркивает эксперт. Поэтому в Пекине сейчас и в мае министры, а затем главы государств наверняка обсудят пути воздействия на Париж, учитывая предстоящую встречу Си Цзиньпина с Макроном.

В общих чертах, я уверен, многое уже согласовано, осталось отточить детали с поправкой на динамику событий. Спецпредставитель Пекина Ли Хуэй, как помним, начал и завершил европейское турне в Москве; причём, черту стороны явно подводили скрупулёзно, ибо Ли оставался в российской столице на протяжении четырех дней, возглавляя группу наблюдателей от КНР на президентских выборах в нашей стране. По итогам своей миссии китайская делегация тогда обнародовала заявление, из которого следовало, что двусторонние консультации проводились и с российским МИД, и с российским Минобороны, что показательно. Обсуждались ли там только вопросы, связанные с выборами, или повестка была шире, история умалчивает. Поэтому есть уверенность, что координация между сторонами находится на очень высоком уровне. И китайские СМИ не случайно подчеркивают, что в гости в Пекин прибыл «старый друг», и чем теснее будут российско-китайские отношения – тем меньше шансов на сопротивление новым мировым тенденциям у теряющего позиции, почти уже бывшего «гегемона». Ну и, разумеется, прибыв из Пекина в Пхеньян, российский президент подробно проинформирует главу КНДР о содержании и результатах встреч в китайской столице. Ведь если говорить о корейской стороне вопроса, то мы находимся накануне выборов в Южной Корее, до которых остались два дня. И очень многое указывает на то, что в ходе голосования возможны сюрпризы. Далеко не все в южнокорейской верхушке в восторге от откровенно марионеточной линии, занятой нынешним президентом Юн Сок Ёлем, в том числе по части давления на оппозицию. У нее, по экспертным оценкам, имеются шансы на то, чтобы выправить нынешний дисбаланс, довернув его в пользу национальных интересов, которым конфронтация с Севером в угоду Вашингтону и Токио, противопоказана, уверен Павленко.

Второй сюжет нынешних событий в китайской столице – попытки встречной игры Вашингтона, который предпринимает отчаянные усилия, чтобы не утерять нить отношений с Китаем на фоне укрепления его контактов с Россией. Всего неделю назад состоялся телефонный разговор Си Цзиньпина с американским президентом Джо Байденом, а глава минфина США Джанет Йеллен уже четыре дня, как в Китае, обсуждает двусторонние связи, шантажируя принимающую сторону угрозами «последствий» за сотрудничество с Россией. Надо понимать, что эмиссар из США направлен не случайный; тот факт, что Йеллен ранее возглавляла ФРС, говорит в пользу того, что «маршрутный лист» она получала в «глубинном государстве». Аккурат к прибытию Йеллен, сначала в Гуанчжоу, затем в Пекин, Вашингтон руками сеульских сателлитов устроил провокацию, которая вплетается в общий контекст американской политики. У побережья Южной Кореи был задержан китайский корабль, направлявшийся из КНДР транзитом через Китай в Россию. Американцы явно хотели получить фактуру для нажима на Китай, обвинив его в содействии российско-северокорейским контактам. Конкретной информации пока нет, но по поведению в Китае Йеллен видно, что американская сторона возможно пошла ва-банк, решив обострить диалог. Не случайно вскоре после отъезда Йеллен ожидается прибытие в Китая еще одного сановного американского визитера – госсекретаря Энтони Блинкена. Там речь явно пойдет не о торговле, а о большой политике; надо полагать глава Госдепа будет добиваться от своего китайского коллеги Ван И смягчения позиции Пекина на французском направлении, а также согласия КНР на участие в женевском «глобальном саммите мира по Украине», чтобы фактом такого участия повысить «представительность» того ультиматума, который коллективный Запад собирается по итогам форума выдвинуть нашей стране. Зачем? Сегодня уже ясно, и даже Киев это подтверждал, что никакого консенсуса против России на глобальном Юге нет, а есть осторожный нейтралитет, к которому развивающиеся страны перешли, опираясь на взвешенную позицию, занятую Китаем, а также Индией. Блинкен, без сомнения понимающий, что при таком раскладе Западу в Женеве ловить нечего, кроме фактической изоляции, постарается добиться аудиенции у Си Цзиньпина, причем, не в прошлогоднем коллективном формате получасовой встречи, половина из которой ушла на церемониальное фотографирование, а в индивидуальном. Какие инструменты давления он готовится выложить на стол в Пекине, уже понятно. Запад опять потребует от Китая осудить Россию и прекратить нам помогать, а Пекин и вместе с ним Москва в ответ категорически опровергнут эти претензии, подчеркнув их недоказанность и потому безосновательность, полагает эксперт.

И последнее. Интересная параллель просматривается. С конца декабря 2021 года, как был обнародован российский план нормализации отношений с НАТО, отвергнутый Западом, и до самого начала СВО, в Москву зачастили западные лидеры. Однако, находясь в подчинении у Вашингтона, который особой свободы обсуждения им не давал, европейцы свои миссии провалили. Не исключено, что в Вашингтоне из тех событий сделали выводы, убедившись, что Пекин, как и Москва, по существу будут говорить только с теми, кто на Западе принимает решения. Поэтому Макрон – Макроном, а всю инициативу в обсуждении того же украинского вопроса с Китаем американская сторона перетягивает на себя, не полагаясь на европейцев. Поскольку общая ситуация сейчас напоминает затишье перед бурей, копируя в этом диспозицию стыка 2021-2022 годов, будем надеяться, что разум на Западе возобладает, выводы будут сделаны, и это позволит избежать развития событий по сценарию позапрошлогоднего февраля уже напрямую между Россией и НАТО, резюмирует обозреватель REX.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть