В Пекин с визитом прибыл недавно назначенный глава МИД Франции Стефан Сежурне. Сообщается, что визит проходит по приглашению руководителя китайской дипломатии Ван И, совмещающего посты глав МИД и партийной комиссии по иностранным делам, отвечающей за вопросы национальной безопасности. Китайские СМИ пока итоги переговоров не подвели; их западные коллеги, напротив, фонтанируют оценками, делая упор на императивном поведении французского министра, который в очередной раз призвал Китай надавить на Россию в украинском вопросе:
Париж-де «ожидает, что Китай направит очень чёткие сигналы России» относительно войны на Украине. …Китай, очевидно, играет ключевую роль в обеспечении независимости Украины и уважения международного права, включая её суверенитет. …Для европейцев не будет безопасности, если не будет мира в соответствии с международным правом. Вот почему это очень важный вопрос для нас, и именно поэтому Франция намерена поддерживать тесный диалог с Китаем, — заявил Сежурне.
Причём, это уже вторая встреча Ван И с Сежурне после назначения последнего; первая прошла 16 февраля на полях Мюнхенской конференции, участие в которой было вплетено в ряд встреч китайского министра в Европе. Тогда Сежурне, парируя предложения КНР Европе утвердиться в «стратегической автономии» от США, принялся убеждать собеседника в полной «независимости» Парижа, подвергнув критике практику разрыва связей и цепочек поставок. Также он согласился с Ван И в твердой поддержке многополярных подходов и заверил Китай в неизменной приверженности Парижа принципу одного Китая. По итогам тех переговоров стороны начали подготовку к предстоящему в мае визиту во Францию председателя КНР Си Цзиньпина, который решили приурочить к 60-й годовщине установления дипломатических отношений. Собственно, чтобы подготовить этот визит Ван И и пригласил Сежурне в Пекин, однако французский министр использовал переговоры для продавливания своей повестки, потребовав от Пекина не только нажать на Москву, по сути во французских интересах, но и уступить в вопросах торговли. В частности, камнем преткновения между Китаем и Западом являются поставки китайских электромобилей. Понятно, что «зеленый переход» с обнулением традиционных энергоносителей продвигался Европой в целях получения односторонних конкурентных преимуществ, но когда в этой конкуренции всё отчётливее выигрывает Китай, Запад это напрягает. В США против электромобилей из КНР принимаются протекционистские меры, по поводу которых Китай пожаловался в ВТО. В Европе же проводится целое расследование, по итогам которого Китай собираются обвинить в нарушении принципов конкуренции из-за государственных субсидий производства транспорта на новых источниках энергии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
О том, зачем Сежурне приехал в Пекин, и в чем на самом деле заключается недовольство Европы позицией Китая, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.
Что касается торговли с Китаем, Европа находится перед дилеммой. Национальные интересы лидеров ЕС, включая Францию, как и союза в целом, требуют развития связей с Поднебесной в условиях отрыва от российской энергетической базы, из-за чего Старый свет проигрывает экономическую и технологическую конкуренцию с США, считает политолог. Это с одной стороны. Но есть и другая. Синхронность мер против импорта из Китая, принимаемых в США и Европе, показывает, что никакой «стратегической автономией», которую пыжатся доказать французские политики, Европа не обладает, оставаясь марионеткой Вашингтона. Ровно год назад, также в апреле, в Китае с визитом побывал Эммануэль Макрон, который, получив встречу с председателем Си «без галстуков» в Гуандуне, похвалялся своей «автономией» от США, даже ударился в Ф.М. Достоевского, заявив, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Однако амбиции Макрону быстро укоротили; сегодня Франция на Украине ведет не самостоятельную политику, а «заносит хвосты» за США, которые из-за раскола в преддверие своих выборов в поддержке Киева взяли паузу. Перед Парижем явно поставлена задача «подстраховать» патрона. Показателем является сама постановка вопроса о нажиме на Россию французским министром в Пекине; известно, что с первый дней СВО на этом в диалоге с Китаем настаивали именно США, но ничего нет добившись, передали эту заведомо проигрышную тему французам. Соискателю второго президентского срока Джо Байдену сейчас не резон подставляться, подчеркивает эксперт.
Почему именно сейчас? Потому, что подвисла тема так называемого «Глобального саммита мира» по Украине, который коллективный Запад созывает для того, чтобы придать видимость широкой поддержки подмене «формулы Зеленского» «швейцарским планом». Отличия между ними в том, что в киевском варианте все ограничивается выводом российских войск, а вот в швейцарском предлагается целый комплекс мероприятий по унижению России, вплоть до полного разоружения и Гааги для лидеров. Швейцарский план придуман в основном для Китая, чтобы убедить его соединить с этими десятью пунктами российской капитуляции свой план из двенадцати пунктов, который Россия, напротив, считает основной для переговоров. Ради этого глава МИД Швейцарии Иньяцио Кассис, бывший президент страны, летал в Пекин, когда китайская делегация отказалась участвовать в сборище на эту тему, созванном в Давосе. Уже в феврале ряд влиятельных западных СМИ предположил, что саммит, который первоначально хотели провести в мае, переносится на лето или даже позже. Сейчас в кулуарах поговаривают вообще об его провале. Париж, который «отвечает» за этот вопрос перед «глубинным государством», ибо Франция и Швейцария, вместе с Британией, — главные в Европе «ротишильдовские» страны, находится в цейтноте. Кассиса в Пекине Си Цзиньпин не принял, вот Макрон и прощупывает почву на предстоящий визит китайского лидера. Запад справедливо полагает, что если саммит не состоится до осени, то на фронте могут произойти изменения, после которых он просто отпадет сам собой. Визит Сежурне – знак того, что Макрон попытается в мае уговорить Си Цзиньпина, что, на мой взгляд, у него не получится. Он и сам это в общем-то понимает, но не делать ничего не может. Вот он и делает, в рамках своего понимания, уверен Павленко.
Что с нашей стороны? Высокую оценку китайскому плану на днях дал глава российского МИД Сергей Лавров. REX его освещал. Показательно, что он это сделал в интервью газете «Известия», а сегодня интервью этому же СМИ дал посол Китая в России Чжан Ханьхуэй. И в очередной раз расставил все акценты китайского подхода к украинскому вопросу. Тем самым Китай с одной стороны солидаризовался с Россией, заодно продемонстрировав, что конфликт на Украине не является приоритетом в двусторонних отношениях, а с другой, — заочно ответил французской стороне.
Китай провел второй раунд челночной дипломатии и обсудил…, как скорее добиться прекращения огня, окончания боевых действий и способствовать политическому урегулированию кризиса. Все стороны высоко оценили усилия Китая по посредничеству и согласились, что Китай …может сыграть уникальную роль в содействии поиску общих позиций сторон и достижении консенсуса… Китай …не подливал масла в огонь и не пытался извлечь выгоду из конфликта.
Речь идёт о поездке спецпредставителя КНР Ли Хуэя, который предупреждал европейских дипломатов, что «затолкнуть в глотку» России швейцарский план не получится, что Китай готов участвовать при участии Москвы, но для этого план должен быть другим, исходящим из реалий. В Киеве на это взбесились настолько, что китайского дипломата грубо оскорбили, хотя первоначально на встречу с ним привели половину правительства, несмотря на то, что вопрос мирного урегулирования – деликатный и не предполагает преждевременной огласки, уточняет политолог. Киеву нужно, чтобы Китай в «Глобальном саммите» участвовал, легализуя своим присутствием его решения, Москву чтобы не приглашали, а после саммита чтобы ей вручили его решения в виде ультиматума. Даже те уступки по переговорам, которые Владимир Зеленский на днях озвучил, подтверждают его неготовность принять реалии и отказаться от иллюзий. Китай возвращает его на грешную землю, но Киеву очень не хочется. В том числе по внутренним причинам: уступки России в условиях вакуума легитимности, под который в Киеве сейчас зачищают верхи, создадут предпосылки для свержения Зеленского «майданным» путем, напоминает Павленко. Американцы, если захотят, провернут это «на раз».
Чего конкретно от Китая хочет Франция в украинском вопросе? Очень просто. Поскольку Россия по факту уже отказалась от участия, даже если, по словам спикера МИД Марии Захаровой, получит приглашение, то не будет и Китая, о чем Пекин предупреждал. Не будет Китая – представительство глобального Юга окажется не соответствующим представлениям Запада о «мировой поддержке» Киева. В Париже явно пытаются продавить Пекин на предмет участия в обход России. Зацепившись при этом за согласие Зеленского с первым пунктом китайского плана о «территориальной целостности». Это не что иное, как очередная попытка поссорить Москву и Пекин между собой в интересах Запада. Их было уже немало, причём, начиная аж с 2008 года, но, как говорится, «на колу мочало – начинай сначала», иронизирует эксперт.
Кстати, о «территориальной целостности» в китайском плане. Пусть в Киеве не обольщаются: этот пункт с учётом изменения границы, зафиксированного российской Конституцией, к нашей стране имеет прямое отношение, что отклоняет все домогательства Киева и его хозяев. Сказал же китайский посол как раз во Франции Лу Шайе, что признанных в международном плане постсоветских суверенитетов не существует, раскрыв широкой общественности то, что раньше знали только политики и дипломаты. Пусть в Париже делают выводы и не пытаются омрачить визит Си Цзиньпина под диктовку США, резюмирует обозреватель REX.
Комментарии читателей (0):