Вследствие воздействия шоков последних лет привлекательность стран Европейского союза (ЕС) для инвесторов стала неустойчивой, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
Первоначально шок пандемии коронавируса привёл к росту протекционистских тенденций, когда ЕС стал устанавливать барьеры для торговли и инвестиций (нынешняя ситуация на рынке зерна ЕС и забастовками фермеров наглядно подтверждает этот протекционизм).
Вместе с протекционизмом слабый экономический рост, а далее энергетический кризис в результате резкого снижения поставок нефти и газа сформировали необычайно сложную среду для бизнеса.
При этом глобальная неопределённость остаётся высокой, и зарубежные инвесторы не могут обосновать для себя необходимость осуществления капиталовложений в европейскую экономику.
Прежде доступ к рынку, экономическая стабильность, наличие крупного потребительского рынка, развитая инфраструктура для осуществления инноваций были ключевыми факторами высокой инвестиционной привлекательности ЕС, рынок которого рассматривался компаниями США как лучшее в мире место для капиталовложений. К сожалению, указанные факторы во многом утратили свою былую силу.
Новые потрясения 2022 года осложнили постпандемическое восстановление инвестиционных процессов в ЕС, и в 2022 году прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Европу возросли лишь на 1 %, при этом в экономику Германии они и вовсе снизились.
В 2023 году, при незначительном росте ПИИ в экономику Европы, объем инвестиций в новые проекты снизился на 20%. При этом следует отметить, что ПИИ играют важную роль в экономике большинства стран ЕС, например, в Германии на них приходится до 20% ВВП страны.
Фактор давления инфляции, с которым Европа пока справляется хуже, чем США, а также уже становящееся хроническим нарушение глобальных цепочек поставок, являются сегодня, пожалуй, ключевыми барьерами снижения инвестиционной привлекательности Европы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 21.03.24 Как и почему промышленность Германии утрачивает конкурентоспособность
- 12.02.24 Экономика ЕС имеет все шансы войти в рецессию, а затем в стагнацию
- 01.02.24 Крупнейшая экономика ЕС в начале 2024 года: одни в Германии бастуют, другие – шьют дома
- 18.12.23 Западные экономики накрывает волна банкротств
Экономический и энергетический кризис обусловил частичную деиндустриализацию экономики и уход промышленных предприятий за пределы европейского региона. Европейским предприятиям не удалось грамотно реорганизовать глобальные цепочки поставок со своим участием, а процессы цифровой трансформации экономики тормозятся волатильностью на сырьевых рынках.
Сам ЕС испытывает большие экономические сложности, основная из которых заключается в утрате былого единства, заложенного несколько десятилетий назад в качестве основы для формирования и развития общего рынка ЕС, который принёс очевидные экономические выгоды для многих стран за счет свободного перемещения товаров, услуг и факторов производства. Это сделало частный бизнес намного эффективнее и существенно оживило инвестиционные процессы.
Однако в настоящее время внутренний рынок ЕС испытывает фрагментацию, ведомую разногласиями между отдельными странами-членами. В целом, в краткосрочной перспективе условия для экономического развития останутся сложными, а деловая активность – вялой.
Ключевой риск – волатильность цен на энергоносители – не снимается, и вместе с жёсткой денежно-кредитной политикой, сбоями и удорожанием поставок (в результате военного конфликта в Красном море) будет продолжать ослаблять инвестиционные процессы и инвестиционную привлекательность.
Как сообщает REX, 56% немецких бизнесменов полагают, что в течение последних пяти лет привлекательность Евросоюза для предпринимательства сильно упала, показал опрос Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK).
Комментарии читателей (0):