В конце 2023 года экспортные поставки российской нефти морем существенно возросли, однако они не достигли своих максимальных значений за 2023 год, заявил REX и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.
В свою очередь поступления от уплаты экспортной пошлины на нефть в конце 2023 года были максимальными за год. С начала 2024 года эта пошлина была отменена, а точнее – заменена более высоким налогом на добычу.
Обвал российского экспорта нефти в Европу в 2022-2023 гг. привёл, вместе с тем, к существенному росту импорта нефти из России Китаем и Индией. При этом сложно, например, отследить объёмы российской нефти, которые поставляются в Китай по трубопроводу через Казахстан.
Кроме того, некоторые суда, поставляющие российскую нефть, не указывают конечный пункт назначения, чтобы избежать санкций. Нефть с таких судов далее перегружается на другое судно (например, сейчас это часто происходит в Южной Корее или у берегов Греции), и уже после такой перегрузки конечный пункт назначения становится известен.
Среди европейских стран Болгария осталась едва ли не единственным прямым направлением импорта российской нефти, и на этом направлении поставки российской нефти резко возросли, выше спроса собственно Болгарии, и это указывает на то, что страна стала во многом транзитным хабом для российской нефти.
Интересно, что правило «потолка» цен, введённое в отношении российского морского экспорта нефти, не соблюдается с самого начала введения данного ограничения.
Продавая нефть ключевым импортёрам (Китаю и Индии), Россия устанавливала для них цену ниже «потолка», однако завышала цену на другие услуги через специальные посреднические компании (таким образом, выручка нашей страны оставалась прежней). Либо же Россия самостоятельно занималась транспортировкой и страхованием, без привлечения западных компаний.
Иными словами, Россия, отказавшись в условиях санкций от западной инфраструктуры поставок, использовала теневой танкерный флот (только за 2022 год, по оценкам, Россия приобрела около 100 старых морских судов, а также расширила сотрудничество с судоходными компаниями дружественных стран) и целую систему перевалочных операций, чтобы скрыть происхождение нефти.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается страхования, то доля российской нефти, которая поставляется по страховке компаний из развитых стран, снизилась с 90% до 45% (оценка на июнь 2023 года; сейчас это значение, вероятно, ещё ниже). В этом видится не только вариант обхода «потолка», но и то, что западные компании были отрезаны от данного прибыльного сегмента.
Наконец, Россия «перенесла» часть своей торговли углеводородами в ОАЭ, которые хранят российскую нефть для её последующего перенаправления в развивающиеся страны (США приводят оценку, что восемь из 20 крупнейших компаний, торгующих в 2023 году российской нефтью, зарегистрированы в ОАЭ), что также «увело» часть прибыли у европейских трейдеров.
Сохранение нефтяных санкций побуждает Россию к расширению использования непрозрачной инфраструктуры экспорта нефти. Такие страны, как Индия и Китай, могут приобретать на мировом рынке как нефть, попавшую под санкции, так и свободно продающуюся нефть других стран.
Но всё же у них больше стимулов покупать с дисконтом российскую нефть, что, очевидно, будет важным фактором поддержания спроса на неё.
Таким образом, использование разного рода схем привело к тому, что российский экспорт нефти продолжается в больших объёмах, а экспортная выручка растёт, что особенно было характерно для конца 2023 года.
Как сообщал REX, Россия в 2023 году заработала на поставках нефти, газа и угля в несколько дружественных стран почти $187 млрд. РИА Новости передавали, что это — на $56 млрд больше, чем в среднем экспортировала в страны Европы до введения ими санкций против РФ.
Комментарии читателей (0):